Бесплатные лекарства в дефиците, УЗИ за отдельную плату
Весной 2017 года в рамках Общероссийского народного фронта (ОНФ) стартовал новый проект «Народная оценка качества». Его цель –- выяснить, как оценивают жители разных регионов страны работу поликлиник. В Карелии активисты ОНФ начали с районов. Рейды прошли в поликлинических отделениях Кондопожской, Питкярантской, Прионежской ЦРБ, а также межрайонной больницы Костомукши, обслуживающей помимо городских пациентов жителей Муезерского района.
15 августа в Петрозаводске состоялся круглый стол, на котором были подведены первые итоги. Судя по выступлению сопредседателя регионального штаба ОНФ Натальи Вавиловой, ситуация в поликлиниках республики весьма плачевная. Тройка – такова общая итоговая оценка, которую получили поликлиники по результатам рейдов и опросов пациентов.
Сегодня у нас дефицит кадров составляет 45 процентов. Эта цифра заставляет о многом задуматься,
– сказала сопредседатель карельского штаба ОНФ Наталья Вавилова.
В Кондопоге и Питкяранте трудно попасть на прием к кардиологу, невропатологу, окулисту, лору и эндокринологу. В Питкяранте нет детского стоматолога. Жители Питкяранты жаловались, что если ты попал на прием к стоматологу и тебе, скажем, удалили нерв, то для последующего лечения вновь приходится идти за номерком и отстаивать очередь. Другая странность, всплывшая во время рейдов: почему-то в республиканской больнице не принимают результаты анализов, сделанных в питкярантской поликлинике, предлагая пациентам повторить их «на бис» за отдельную плату.
– Почему заставляют людей делать на платной основе анализы, которые они привозят из районной поликлиники? – недоумевала Наталья Вавилова.
Самые серьезные проблемы связаны с ожиданием очереди на прохождение ультразвукового исследования. Нередко ждать приходится более двух месяцев.
– Навязываются платные услуги вместо положенных бесплатных в целях сокращения времени получения услуг… Стоимость платных услуг определяется везде по-разному, – продолжила Вавилова.
Пациенты, как правило, не понимают, какие исследования входят в гарантированный государством перечень бесплатных услуг, а какие нет. Наталья Вавилова отметила, что на официальном сайте карельского Минздрава человеку, не посвященному в нюансы действующего законодательства, никогда не разобраться, что к чему. Она уверена, что необходимо опубликовать четкий перечень бесплатных услуг, а на платные установить минимальный и предельный уровни стоимости.
Больной вопрос Прионежского района – отсутствие полноценной поликлиники. Здание, а точнее подвальное помещение, где ютится поликлиническое отделение, по мнению активистов ОНФ, вообще нельзя использовать для оказания медицинской помощи.
Отдельная тема – предоставление бесплатных лекарств. Особенно остро дефицит бесплатных препаратов ощущается в Костомукше.
– Здесь ужас что творится! Когда мы на комиссии пытались разобраться в этой ситуации, то натолкнулись на откровенный «футбол», – сказала депутат Костомукшского горсовета Оксана Шаманская.
В карельском Минздраве кивали на то, что не успевают провести аукцион, а больницы предоставляют некорректные заявки. Депутаты сделали запрос, и выяснилось, что потребность костомукшской больницы в бесплатных лекарствах составляет 10 миллионов рублей в год, а республиканский Минздрав выделил на эти цели около 5 миллионов рублей. В итоге врачей поставили перед нелегкой дилеммой, когда приходится выбирать, кого из пациентов лишить бесплатных препаратов.
Руководитель карельского управления Росздравнадзора Наталья Смирнова подтвердила, что существуют две заявки на бесплатные лекарственные препараты: одна идеальная, учитывающая все потребности, а другая – реальная, составленная в соответствии с финансовыми возможностями республики, которая может в два раза отличаться в меньшую сторону. От себя добавим, что такая практика является прямым нарушением законодательства и тут уже давно пора вмешаться прокуратуре.
Как сделать, чтобы люди не оставались без необходимых препаратов, – это задача для карельского Минздрава. Вавилова считает, пора прекращать рассказывать сказки о том, что лекарства приобретены в полном объеме.
Костомукшская больница не так давно обзавелась новым томографом. Сначала он простаивал из-за того, что на нем некому было работать. Сейчас из-за поломки какой-то важной детали его использовать не рекомендуют. В результате дорогостоящее оборудование простаивает.
– Вроде и оборудование есть, а все равно людей посылают в Петрозаводск, чтобы сделать обследование, – сказала Шаманская.
По ее словам, в Костомукше тоже навязывают платные услуги, объясняя пациентам, что если они хотят пройти УЗИ бесплатно, то придется ждать пару месяцев, а за деньги – хоть завтра. Понятно, что для людей с хроническими заболеваниями, которые вынуждены регулярно проходить обследование, «гарантированная» государством «бесплатная» помощь выливается в копеечку.
Руководители районных больниц критику в свой адрес воспринимали с трудом. Они жаловались, что узкие специалисты не едут в карельскую глубинку. Даже в относительно благополучную Костомукшу не могут «заманить» лор-врача, хотя в поисках дошли уже до Дальнего Востока. В прошлом году из Сибири специалист три месяца добирался до Костомукши, но, проработав две недели, предпочел покинуть край лесов и озер.
Во время обсуждения вспомнили и о «системных» просчетах. Так получилось, что сегодня в каждой поликлинике самостоятельно решают, к каким специалистам пациентов «допустить» напрямую, а к кому – строго через терапевта. Дополнительные барьеры проблемы очередей не решили и здоровья не прибавили. Многие пациенты, понимая, сколько очередей им предстоит отстоять, терпят до последнего, а когда спохватываются, бывает уже слишком поздно.
Петрозаводчане, которым необходима консультация в республиканской больнице, с этого года тоже столкнулись с дополнительными бюрократическими препятствиями. До недавних пор больной, которому нужно было, скажем, попасть к нефрологу, брал направление от терапевта и сам записывался без особых проблем на прием в республиканскую больницу. Сейчас номерки каким-то загадочным образом распределяют через поликлиники. В итоге ждать можно больше месяца. В ответ на жалобы в Минздраве цинично отвечают, что все это сделано «для повышения эффективности».
Результаты «Народной оценки качества», пообещала Вавилова, будут изложены в обращении в карельский Минздрав. В республике проблема предоставления медицинской помощи, которая становится все более недоступной, стала одной из самых острых тем, по своей злободневности давно переплюнув и ЖКХ с его тарифами, и безработицу, и низкий уровень доходов. Может быть, поэтому население Карелии катастрофически вымирает, бессильно наблюдая за потугами чиновников от здравоохранения, которые ничего, кроме дополнительных барьеров, придумать, кажется, не в состоянии.