В десять раз больше выделенных финансов нужно на котельные Карелии
Правительственная комиссия ровно 20 лет назад поставила «неуд» администрации Прионежского района за подготовку к зиме. Местные власти даже не вернули долги за топливо, которое им поставили в 2004 году. Большинство котельных и теплосетей требовали капитального ремонта, и на это тоже денег не было.
Летом о зиме думать не хотелось. В Шуе стояла жара, молодежь вовсю купалась. Другое дело – люди постарше. У Владимира Коротяева свой дом с печным отоплением, вода из речки. Положенных ему по закону дров он так и не дождался, поэтому купил на местном лесопильном предприятии горбыль. Досок должно было хватить на всю зиму – и печи топить, и на обшивку дома.
«Дом-то старенький, нужно бы ремонт произвести. Но как-то перезимовали», - вздыхал Владимир.
Центральную котельную дровами не подтопишь, ей нужен мазут. Ежедневно и в большом количестве. Кочегары говорили, что прошлую зиму топили «с колес». А будет ли топливо на этот сезон – никто не знал. По официальным данным, котельная в Шуе была готова к зиме на 70%. Но рабочие говорили, что это не так: из трех котлов два требовали капитального ремонта. Глава района Татьяна Шарипова утверждала, что в других поселках дела обстоят гораздо хуже. Ладва и Деревянка могли остаться без тепла. Вилга и Мелиоративный – без воды. В аварийном состоянии было многое. «Денег, действительно, очень мало, - объяснила Татьяна Шарипова, - Но, учитывая, что многим районам в республике выделено и по 10, и по 20 миллионов рублей, можно сделать вывод, что там положение еще более плохое, чем в Прионежском районе. По-другому я никак это объяснить не могу».
В кабинете у Шариповой собрались руководители фирм и предприятий, работавших в сфере ЖКХ в ее районе. В очередной раз руководитель района просила войти в положение и сделать все возможное, чтобы подготовиться к зиме. Причем, на те деньги, что есть. А их было мало. По республиканской программе модернизации ЖКХ Прионежью досталось только 930 тысяч рублей. А нужно было в десятки раз больше.
Район надеялся на помощь в июле, когда парламент Карелии делил миллиарды бюджетных рублей. Но депутаты посчитали нужды района не первоочередными. «Работаем и в долг, и под обещания. И убытки у нас. Так и работаем», - признался Николай Гарибашвили, директор НПО «Инвест-сервис». Обещаниями жили и рабочие центральной Шуйской котельной. Зарплату за июнь они пока не получили, и премии не видели месяца четыре. Главной проблемой этих мест из года в год оставалась поставка топлива. Власти района едва рассчитались за мазут, поставленный в 2003 года, и снова приходилось уговаривать поставщика отпустить топливо в долг.
...Летом 2005 года прошло заседание комиссии по правам человека при Главе РК, где рассмотрели доклад Правозащитного союза Карелии о нарушении прав человека в период призыва на военную службу. Правозащитники подготовили данные за 2004 год. Они выявили тогда более 70 нарушений и решили их обсудить.
Чаще всего, по их данным, в Карелии права будущих солдат нарушали при медицинском обследовании и призывая ребят, которые имели отсрочки. В целом же, как отметил председатель Правозащитного союза РК Игорь Пальцев, в республике нарушений во время призыва стало меньше. И военкоматы охотнее стали прислушиваться к мнению правозащитников. Впервые в 2005 году по инициативе военкомата и по представлению правозащитников была возбуждена прокурорская проверка. «Один из таких показательных моментов, нарушение работы комиссариатов, которые мы из года в год констатировали, это нарушения в призывных комиссиях. В Петрозаводске сейчас процедура уже соблюдается. Это очень важный момент. Ведь демократия, обеспечение прав – это соблюдение процедуры», - сообщил Игорь Пальцев.
Но тут военные с правозащитниками не согласились. Совместной работы не наблюдается, считали они. А призванная защищать и помогать общественная организация в лучшем случае бездействует, считали они. Заместитель военкома РК Андрей Артемьев привел пример: «Молодой человек проходит альтернативную гражданскую службу. Призван из Калининградской области. Осень 2004 года. Я вам звонил тогда – помогите разрешить юридическую проблему: мы его не можем уволить, нет механизма увольнения в соответствии с законом. Помощи от вас никакой не было».
Прокуратура, проверив данные доклада правозащитников, пришла к выводу, что нарушений в Карелии как таковых и не было. Об этом сказал Артур Парфенчиков, который в те годы был прокурором города: «Не могу сказать, что там все хорошо и замечательно. Но от вас же сигналов нет реальных! Мы начинаем искать тех людей, которые обращались к вам, мы же их не можем найти, вы же нам их не называете. Вы начинаете страшилки рассказывать – якобы они боятся обратиться в прокуратуру, потому что в отношении них будет какое-то преследование. Ну чушь полная».
Несмотря на довольно эмоциональное выступление, к общему мнению все же пришли: чтобы не было подобных докладов, представляющих Карелию в России не в лучшем свете, впредь прокуратуре, военкомату и правозащитникам во время призыва нужно тесно сотрудничать. Правда, история доклада на этом не закончилась – в сентябре предстояло его рассмотреть в Москве на Совете по правам человека при Президенте РФ.
Таким было 26 июля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2005 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.