Этнокультурный центр с водовозкой в нагрузку
Текст, фото: Антонина Кябелева
Карельскому селу Паданы Медвежьегорского района по нынешним временам, можно сказать, повезло. Здание Дома культуры здесь, как и во многих других карельских селах, заморожено, но удалось сохранить этнокультурный центр «Сегозерье» и библиотеку. Они располагаются в старом, местами почерневшем от времени деревянном здании. Но в Паданах рады и этому.
Этнокультурный центр организует праздники, культурно-массовые мероприятия, мастер-классы. Это единственное место в Паданах, где сельчане могут собраться, обсудить проблемы, пообщаться, отметить праздники. Помимо традиционной для подобных организаций работы, этнокультурный центр выполняет, прямо скажем, несвойственные ему функции. А именно регулярно снабжает водой жителей села.
О том, как живет «Сегозерье», рассказала заведующая этнокультурным центром Раиса Богданова. В центре работают пять человек, большинство на полставки, то есть за символическую зарплату. Все сотрудники - пенсионеры, Раиса Богданова перешагнула семидесятилетний рубеж. Специалистов, которые могли бы развивать туристическое направление, в центре нет.
Сегозерье расположено вокруг озера Сегозеро и захватывает Медвежьегорский и Сегежский районы. Эта территория считается некой «буферной» зоной между северными и южными карелами с центром в Паданах. В культурном смысле она отличается широким развитием песенных лирических жанров. Не случайно в 1935 году в Паданах появился Сегозерский народный хор.
Как выяснилось, сегодня знаменитого Сегозерского хора больше не существует. Кстати, Сегозерский хор участвовал в съемках фильма «Любовь и голуби». Как объяснила Богданова, осталось немного носителей карельского языка, да и желающих участвовать в работе хора с каждым годом становилось все меньше. Аттестацию хор не прошел, и теперь от него осталась только вокальная группа.
«Сохранились певческие группы в поселках. Они работают автономно. Двадцать лет назад Сегозерский хор запустил проект «Народные праздники Сегозерья». Мы восстановили часовенные праздники, которые в определенные даты отмечаются в разных деревнях. На территории Сегозерья сохранились уникальные часовни. Например, Троицкая в Юккогубе, Ильинская в деревне Лазарево, часовня Петра и Павла в деревне Евгора. К сожалению, действующих церквей в Сегозерье нет, нет и священников. Мы решили на свой страх возродить церковные праздники. Главная задача - чтобы люди смогли пообщаться между собой»,
- сказала Раиса Богданова.
Этнокультурный центр финансируется из бюджета Паданского сельского поселения. Самая большая проблема для центра – это снабжение сельчан водой. В Паданах воду раз в неделю на водовозной машине развозят по адресам.
«Когда был леспромхоз, в поселках была вся необходимая инфраструктура: и садики, и школы, и общественные бани. Когда лесопункты закрылись, поселки опустели. У нас в семи населенных пунктах не наберется даже тысячи человек, постоянно здесь проживающих»,
- рассказала Богданова.
Раньше воду по поселку развозила машина от леспромхоза, теперь этим занимается досуговый центр.
Местная администрация приобрела водовозную машину. Но в поселке нет другой муниципальной организации, кроме этнокультурного центра, куда можно было бы поставить технику на баланс. В общем, устав Библиотечно-досугового центра «Сегозерье», куда входит и этноцентр, дополнили деятельностью по использованию спецтранспорта.
«До сих пор на балансе Библиотечно-досугового центра находится водовозная машина. Мы еженедельно развозим воду и занимаемся обслуживанием техники»,
- объяснила Раиса Богданова.
Граждане приобретают специальные талоны, которые потом меняют на воду. Платят люди, объяснила Богданова, только за эксплуатацию водовозной машины. Она надеется, что с созданием округа удастся освободиться от несвойственной учреждениям культуры обязанности по снабжению населения водой. Тем более, что водовозная машина «дышит на ладан», а вода, которой снабжают население, является технической.
«Вот так и живем», - вздохнула заведующая центром. Она рассказала, что несколько лет назад была попытка пробурить скважины, но проект так и не был завершен.

В Паданах ко мне подошла пошла пожилая женщина, представившаяся Ольгой Ивановной Теппоевой. Она живет в доме на улице Ленина, 8, который расположен по соседству с крутым поворотом. С регулярностью примерно раз в год в дом женщины влетает автомобиль. Последнее ДТП произошло 27 июня 2025 года. Ольга Ивановна обращалась в местную администрацию, чтобы установить какой-то барьер. Ее жалобу должны были передать в полицию Медвежьегорского района. До сих пор пенсионерка ответа не получила. Участкового в поселке, по ее словам, нет, муж давно умер, а неудачливые водители, не справившиеся с поворотом, стремятся побыстрее вытащить свой автомобиль и ретироваться, не возместив причиненный ущерб. Ольга Теппоева вынуждена на свою пенсию делать ремонт, чувствуя, что абсолютно не защищена от очередного лихача.
Раиса Богданова уверена, что главная беда села Паданы и соседних деревень – это отсутствие молодежи. Но в село, где молодым людям не могут предложить благоустроенного жилья, да и неблагоустроенного тоже, особенно никто не рвется. Те, кто остался и у кого есть родительские дома, предпочитают работать вахтовым методом. Фельдшеру исполнилось 70 лет, такой же возраст у местной учительницы. Раиса Богданова искренне не понимает, кто заменит сельчан-пенсионеров, которые пока еще продолжают работать. © «Петрозаводск говорит»