27 января 2023, 08:00

И прокуратура, и народ задумались: кто виноват в ЧП в поселках Карелии

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 27 января в 2003 году

Ровно 20 лет назад к деятелям культуры Карелии пришло сообщение, которое их обнадежило. Глава Карелии Сергей Катанандов не поддержал подготовленную министерством культуры концепцию развития театрального искусства в Карелии и вернул ее на доработку.

Как заявил Глава Республики, «наш край вправе гордиться своими театральными традициями. Все театры республики будут работать, в том числе Русский драматический. Министерство культуры вместе с творческим коллективом должны определиться относительно кандидатуры главного режиссера. Многое в дальнейшей судьбе театра будет зависеть от самого коллектива и его творческого потенциала. Считаю, что поклонники театра Русской драмы еще отметят его столетний юбилей», - сказал Сергей Катанандов.

В Карелии без тепла и света к концу января оставались: 21 жилой дом, 22 школы и 4 учреждения здравоохранения. По фактам прекращения теплоснабжения в населенных пунктах республики прокуратура завела 11 уголовных дел, 9 из них – по статье «халатность». По этой статье виновным грозили штрафы от 100 до 200 МРОТ. Было заведено дело и по статье «умышленная порча и уничтожение имущества». По такой статье виновный мог получить тюремный срок до двух лет.

В Карелии срочно начали поиски виновных в авариях на теплотрассах. Народ хотел знать их имена, требовал привлечь к ответственности.

«Кто отвечает каждый за свой участок? Должны они ответственность нести», - сказала пенсионерка. «Каждый должен ответить! У нас так и будет бесхозяйственность продолжаться, если не будет ответа. Кто за это деньги получает, тот и должен ответить», - вторила ей женщина.

Республиканская прокуратура прислушалась к требованиям трудящихся. И начала оперативно искать виновных в коммунальной катастрофе. Нашли для начала одного – сантехника из Медвежьегорского района. Старший прокурор Игорь Шакшин пояснил: «Он говорит, что сознавал прекрасно, он просто как лицо без определенного места жительства, ночевал в распределительном колодце. И как сам пояснил, пытаясь создать более комфортные условия, перекрыл задвижку отопления, идущую к детскому объединению «Солнышко», там же и школа, это Пиндуши Медвежьегорского района. В результате чего произошло размораживание. Он был обнаружен работниками объединения и задержан сотрудниками милиции».

В остальных случаях виноватых было называть рано. Следствие предполагало, что в ответе за холод в квартирах людей и коммунальщики, и районное руководство. Однако, в большинстве случаев человеческий фактор был ни при чем. Аварии на теплотрассах будут продолжаться до тех пор, пока не появятся деньги на капитальный ремонт системы. И даже прокуроры с этим не спорили.

«Сто миллионов рублей в год на службу ЖКХ в Прионежье – это необходимость. Это надо делать каждый год. Если мы хотим не дыры залатывать, а нормально реконструировать котельные»,

- сказал Дмитрий Егоров, прокурор Прионежского района.

Он тогда расследовал два дела по своему району. В поселке Шокша, говорил он, вряд ли удастся доказать чье-то недобросовестное отношение к своим должностным обязанностям:

«Директор перед отопительным сезонов в летне-осенний период неоднократно обращалась, в том числе в правительство, со слезными письмами, чтобы ей помогли ей помогли с финансированием, выделили людей. Мы видели ответы из министерства образования, где они заверяли, что данный вопрос поставлен на контроль. Однако, мы видим, что ремонта тепловых сетей не проводилось».

Установили, что и в поселке Вилга котельная также не была готова к зиме. «Все ли меры были предприняты новой главой администрации Шариповой?» - задавался вопросом Дмитрий Егоров. Главной задачей прокуроров было установить виновных лиц, и, если возможно, потребовать возмещения ущерба. Сотрудников котельных можно, конечно, было наказать и сменить. Но вряд ли от обнаружения виновных коммунальная система сама обновиться. И если в бюджете Карелии не найдется денег на коммунальное хозяйство, в будущем опять многие жители будут мерзнуть в своих домах.

Работникам министерства образования РК пришлось решать, как организовать учебу детей из пострадавших от мороза и халатности школ. Один из вариантов – разместить часть школьников из Прионежского района в интернатах Петрозаводска. Однако большинство детей в тех поселках, где школы были закрыты из-за лопнувших труб, пока не имели возможности учиться.

Для ребят из поселка Шуньга Медвежьегорского района и поселка Кварцитный Вепсской волости приготовили такой подарок: их пригласили провести двадцать дней в санатории-профилактории «Онежец». Их вытащили из холодных классов и квартир в теплые корпуса одного из самых лучших в республике мест отдыха.

«Очень жалко, что в этом году все так получилось, - говорила учительница из Шуньги Ирина Космина. – Мы не занимались почти два месяца. Но будем надеяться, что вернемся в нашу школу. И будет все замечательно».

Само решение – пригласить ребят из замороженных школ в профилакторий принималось буквально в течение дня (странно только, что решение созрело лишь в конце января, а не в начале, когда помощь была так нужна). «Эта идея промелькнула у генерального директора Онежского тракторного завода Константина Иванова, мы ее мгновенно предложили в министерство образования и другим структурам. К счастью, эта идея реализовалась», - рассказала Елена Решетова, директор санатория-профилактория «Онежец» (летом 2016 году в на озере Сямозеро произошла страшная трагедия, погибли 13 детей. Та самая Елена Решетова была обвинена по статье «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц». Ей было назначено наказание в виде 9 лет и 6 месяцев лишения свободы в колонии общего режима).

А в 2003 году министерство образования республики нашло средства оплатить проживание и обучение детей, это стоило 5 тысяч рублей на одного ребенка за смену.

«Мы выбрали детей из школ, которые в самом бедственном положении, - сообщила министр образования РК Галина Разбивная. – Шуньга вся заморожена, в Кварцитном есть проблемы. Я очень рада, что нам удалось это сделать».

Ребята захватили с собой учебники, ведь им тут пришлось не только отдыхать, но и заниматься по школьной программе. Вели занятия учителя из Петрозаводска. Кстати, дети заявили, что им необходимо изучать вепсский язык, но вот наши педагоги не были уверены, что смогут обеспечить им именно этот предмет. Учителей вепсского в республике не хватало. С остальными предметами проблем не было.

Таким было 27 января ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2003 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.