В скандальное строительство в Заозерье вмешалась прокуратура Карелии
Текст, фото: Антонина Кябелева
В марте 2025 года в Прионежском районном суде началось рассмотрение очередной «земельной истории», связанной со строительством дома в селе Заозерье на берегу озера Логмозеро. В настоящий момент по делу назначена судебная экспертиза. Но, не исключено, ее выводы для суда скоро потеряют свою актуальность. В республиканской прокуратуре решили вмешаться в историю со строительством дома, который больше года мозолит глаза заозерцам.
Дом между автомобильной дорогой и озером Логмозеро, по словам местных жителей, воздвигли в рекордно короткие сроки. Строение появилось в начале 2024 года, втиснувшись между автомобильной дорогой и озером. Причем сооружение частично «залезло» на береговую полосу с одной стороны, а с другой его от улицы отделяет всего 6 метров. Во всяком случае, такой вывод сделали специалисты карельского госкомитета по строительному, жилищному и дорожному надзору.
Так как не заметить дом, который буквально маячит на глазах у всего села, было невозможно, граждане стали обращаться в различные инстанции с просьбой проверить законность новостройки. Сомнения граждан подтвердились: специалисты Минприроды РК установили, что большая часть здания расположена в береговой полосе Логмозера. Также было выявлено, что на участке с кадастровым номером 10:20:0020110:166 возводится объект с признаками капитального строительства. В управлении Росреестра посчитали, что участок используется не по целевому назначению, а в госкомитете по строительному надзору в появившемся доме увидели признаки самовольной постройки.
Нарушения были выявлены оперативно. Администрация Прионежского района уведомила главу Заозерского сельского поселения Татьяну Шалапанову о необходимости обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки. Она, конечно, в суд обратилась, но затем перестала туда являться. Метод, который в Карелии нередко используют представители власти, не желающие доводить судебный спор до завершения. В результате иск так и не был рассмотрен, а дело попало в архив.
Наверное, если бы не упорство граждан, на этом все бы и завершилось. Но людей такой подход не устроил. В конце 2024 года под напором граждан заозерская администрация была вынуждена вновь обратиться с иском в суд. Бдительные граждане выяснили, что из-за допущенных неточностей иск в суде сначала не приняли. Активисты проследили, чтобы ошибки были исправлены. В январе 2025 года исковое заявление было принято к рассмотрению.
Несколько предварительных заседаний прошли без присутствия ответчика. В конце концов, 5 марта 2025 года суд приступил к рассмотрению дела по существу. В заседании принял участие представитель ответчика Ларисы Орловой, которая является нынешним арендатором земельного участка с сомнительным домом. В качестве третьего лица в судебном разбирательстве решил участвовать заозерский активист Томас Хайнрих.
В процессе судебных разбирательств стали появляться любопытные подробности, связанные со строительством здания. Земельный участок с кадастровым номером 10:20:0020110:166 был образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Он имеет разрешенный вид использования — для строительства причальных сооружений. В 2013 году администрация Прионежского района предоставила землю в аренду на пять лет индивидуальному предпринимателю Владимиру Кустачеву для строительства причала. Затем договор аренды был продлен на неопределенный срок, хотя причальных сооружений так и не появилось.
В декабре 2023 года Кустачев передал права и обязанности по договору Ларисе Орловой, которая стала возводить на участке дом. Как выяснилось в суде, супругом Орловой является полковник полиции в отставке Николай Красовский, в прошлом начальник петрозаводской полиции.
Выяснилось, что договор уступки прав между Кустачевым и Орловой не был согласован с арендодателем. Мало того, на участке, по заказу Орловой, были проведены кадастровые корректировки, позволившие изменить размер участка, подогнав его под площадь строения, имеющего признаки самовольной постройки. В суде представитель Орловой настаивал, что дом на берегу озера — это помещение для хранения лодочного инвентаря.
Администрация Прионежского района признает, что именно она заключила договор аренды с Кустачевым. Но в более позднем ответе перекладывает ответственность на министерство имущественных и земельных отношений РК, которое теперь является арендодателем по договору. В свою очередь, из Минимущества РК ответили, что ничего не знают о переуступке прав по договору аренды, так как из районной администрации подобной информации к ним не поступало.
Столкнувшись с подобным «замкнутым кругом», Томас Хайнрих обратился в республиканскую прокуратуру с просьбой провести проверку и предусмотреть меры по восстановлению береговой полосы.
Недавно из прокуратуры Карелии пришел ответ. В нем, в частности, сказано, что при наличии «установленного факта использования арендатором земли вопреки целевому назначению для строительства индивидуального жилого дома, прокуратурой республики в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, а также в администрацию Прионежского муниципального района направлено требование о принятии мер к изъятию предоставленного в аренду земельного участка».
Другими словами, если органы власти выполнят то, что они, по идее, давно должны были бы сделать, обнаружив грубые нарушения законодательства, то исход судебного спора будет предрешен. Парадоксально, но в Карелии все чаще гражданам удается добиться справедливости только после вмешательства прокуратуры. © «Петрозаводск говорит»