01 апреля 2024, 08:00

Уехать из Петрозаводска в пригород пассажиры умудрялись чудом

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 1 апреля в 2004 году

Первого апреля обычно отмечают День шуток, смеха и радости. Ровно 20 лет назад «Автоколонне 1126+» в этот день было не до смеха. Работники решили 1 апреля начать забастовку. Долги по зарплате составляли уже полтора миллиона рублей. Только десять машин предприятия могли выходить в рейсы, на маршруты №№4, 5 и 9. Остальные были безнадежно сломаны.

Муниципальные автобусы переживали агонию. Из-за этого были проблемы и с междугородним сообщением. Уехать с Петрозаводского автовокзала за город удавалось только каждому третьему пассажиру. Часами люди не могли выбраться из столицы домой – рейсы отменялись. По словам руководителей предприятия, за прошедшие сутки было выполнено 65% от запланированных рейсов. И такая ситуация повторялась почти каждый день.

На платформе, когда прозвучало сообщение диспетчера о задержке рейса, стояло несколько десятков пассажиров. Пиньгуба, Машезеро, станция Деревянка – все это было недоступно. Рейсы были либо отменены, либо отложены. Пенсионеры возмущались: «Почему не дается вовремя автобус? Почему вместо автобуса хотя бы на 30 мест, дается микроавтобус на 12? Так было в субботу, 50 человек осталось, и только 12 уехало».

Пенсионер Юрий Степанович Степыкин приходил на автовокзал три раза в неделю, ему нужно было добраться в Машезеро. И не всегда это получалось. Поэтому пенсионер и начал от имени всех пассажиров переписку с чиновниками. Руководство «Карелавтотранса» утверждало, что критическая ситуация сложилась недавно, а виновата в ней весенняя распутица. Нет дорог – нет и рейсов. Якобы рейсы отменяли в целях безопасности пассажиров. Заместитель директора «Карелавтотранса» Сергей Величко заявил: «Автобус может ввиду плохого состояния дорог съехать на обочину, перевернуться, все, что угодно. И одномоментно много автобусов из-за этого вышло из строя. Плюс сказывается, что подвижной состав не новый. Он требует замены и обновления. А денег сейчас нет».

Предприятие «Карелавтотранс» находилось на самофинансировании. Из бюджета ему должны были покрывать расходы по перевозке льготников. Но на 2004 год эти суммы запланированы не были. Эти проблемы тянулись из года в год. Сергей Величко утверждал, что их бы все равно не хватило на ремонт подвижного состава. На линию могли выйти 6-7 машин из 16 имевшихся в наличие. Остальные круглосуточно ремонтировались. А не за горами был дачный сезон. Только в Прионежском районе было 20 тысяч населения и 70 тысяч дачников. А еще люди ездили в Пряжинский, Кондопожский районы и Вепсскую волость. Большинство из них были малообеспеченные.

...

И вот наступил День шуток и веселья, и работники Автоколонны забастовку все же объявили. Правда, выходить на работу водители отказывались недолго. Утром директор объявил сотрудникам, что «Автоколонна 1126+» как муниципальное предприятие больше не существует. Из нее решили сделать Акционерное общество. После этого заявления все 17 городских автобусов вышли на маршруты.

Долги Автоколонны за топливо составляли 2,5 миллиона рублей, а задержка заработной платы – пять месяцев. Чтобы не пришлось банкротить предприятие, власти решили из МУП сделать АО. Это означало, что с 1 мая Автоколонна должна была перейти на хозрасчет.

«Инвестором выступает компания, которая готова купить для предприятия двадцать новых машин марки ПАЗик, городского типа», - сообщила Наталья Антипова, и.о.директора предприятия.

Обещали, что к маю парк автобусов увеличится до 50 машин. чтобы заработать деньги, «Автоколонна» собиралась сдавать свои помещения в аренду, а также открыть на своей территории платную стоянку. Поезд для льготников предполагали оставить бесплатным хотя бы на текущий год. Впрочем, все эти прекрасные прожекты ничем не закончилось, предприятие даже под новым именем развалилось вскоре совсем.

В Петрозаводске прошел Третий музыкальный фестиваль «Парадигма». В Доме культуры «Машиностроитель» собрались любители народной музыки и пива – непременного атрибута концертов. Пришло около тысячи человек.

Фестиваль задумывался как глобальная сходка любителей народной музыки, хотя и был назван фестивалем музыки кельтской. Его организатором стал руководитель группы «Skylark» Денис Козлов: «У нас не только исполнители кельтской музыки участвуют, потому что у нас – парадигма, само слово мы понимаем как взаимосвязь различных культур».

Впервые фестиваль прошел в 2002 году. Спустя два года организаторы отличились размахом – в довольно компактном зале «Машиностроителя» было тесно. При том, что добрая половина публики не только слушала, но и подпевала и танцевала в проходах. В 2004 году организаторы пригласили новичков из районов Карелии, а также столичных мэтров. Таким образом фестиваль собрал и сугубо любительские и вполне состоявшиеся проекты вроде группы «Тролль гнет ель». Музыкальный парад получился нарядным. Первыми выступил незнакомый пока коллектив, впрочем, со вполне узнаваемыми солистами. Это было одно из первых выступлений группы «Sattuma», о которой рассказал один из «мельников», музыкантов группы «Myllärit» Арто Ринне: «В основном занимаемся финской и карельской музыкой, поскольку она мне близка, поскольку я знаю язык. Я пою на языке, который я понимаю. Это немаловажно! В группе «Sattuma» мы уже пытаемся что-то передать нашим детям. В ней играет моя дочь Эйла, сын Дмитрия Демина (еще один «мельник» - прим.ред.) Владик. То есть это уже следующий этап нашего творчества».

Затем пошла в ход тяжелая артиллерия в лице организаторов фестиваля – группа «Skylark» тоже выступала. Хедлайнером фестиваля стал тот самый «Тролль», который завел весь зал. «Человек хочет праздника в жизни. Но понятие «праздник» для многих звучит по-разному. Кому-то хочется всего лишь оливье с «Флагманом», а кому-то хочется чего-то интересного», - заметил Денис Козлов. Так или иначе все получили, что хотели. Кто море музыки, кто море пива. А особо расторопные успели и то, и другое.

Таким было 1 апреля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2004 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.