22 февраля 2019, 08:00

Тепловой котел производства Карелии не уступил зарубежным аналогам

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 22 февраля в 1999 году.

Завод «Петрозаводскмаш» строил свою производственную политику на связях с местными товаропроизводителями. Этот союз позволял не только пополнить республиканскую казну, но и создать дополнительные рабочие места. Эти связи на уровне районов Карелии петрозаводскмашевцы старались не только развивать и поддерживать, но и придавать им новые направления. Так, в 1999 году на предприятии разработали «программу малой энергетики», ориентированной в основном на выпуск оборудования для модульных котельных и отопительных систем для населения.

Генеральный директор завода В.З.Сомин сказал: «У нас есть целая программа оздоровления нашей заводской экономики. И самое приятное — она всячески поддерживается местными органами. И мы уже ощущаем действенную помощь». Кроме местных властей эту программу активно поддержали и местные товаропроизводители. В одном из цехов завода завершили сборку теплового котла, разработанного совместно с фирмой «Отич». По своим техническим характеристикам он не уступала зарубежным аналогам. А по некоторым параметрам и превосходила. Например — в цене. Она была ниже на 35%. Заместитель директора фирмы «Отич» В.С.Тиайнен уточнил: «Самая главная особенность даже не в себестоимости и не в цене, а в том, что это делают наши производители. Что налоги остаются здесь, в Карелии. Что люди получают новые рабочие места. При всех даже равных показателях стоимости, я считаю, однозначно нужно размещать заказы именно на наших предприятиях».

Мы уже начали рассказывать о скандале, связанном с получением федеральных кредитов на поддержку местных товаропроизводителей и истраченных на получение сырья за границей, который случился 20 лет назад. Сегодня продолжим рассказ. Итак, в 1998 году петрозаводский мясокомбинат получил из федерального бюджета льготный кредит в размере 2 миллионов рублей под 15% через уполномоченный на такие операции банк — СБС «Агро». Кредит этот выделялся из специального фонда российского правительства на поддержку местных товаропроизводителей. А вернее — предприятиям, которые должны были выполнять определенные условия. Руководитель управления федерального казначейства по РК А.П.Максимов пояснил: «Каким предприятиям и организациям? Осуществляющим закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для его последующей переработки».

Управление федерального казначейства по Республике Карелия, взявшись проверить расходование средств кредита, обнаружила поразительную вещь: деньги мясокомбинат действительно перевел местному производителю — Пряжинскому зверосовхозу. Однако в результате получил всё сырье импортного производства. «Индейка, страна-производитель США. Украина, Дания, Польша, и так далее. А роль зверосовхоза Пряжинского очень странная. На мой взгляд, он вроде как выступает в роли посредника. И поставки, и документы на поставки мяса были предъявлены мясокомбинатом банку таким образом, что поставщиком мяса является наше зверохозяйство, то есть местный производитель», - сообщил Максимов. Таким образом, виноватых как бы не нашлось. Кредитный договор между банком и мясокомбинатом был составлен настолько неконкретно, что условия предоставления кредита можно было считать выполненными. «Проект направлен на поддержку прежде всего сельского хозяйства нашей страны. И в бюджете нет ни одной строчки, чтобы где-то было записано, что мы должны направлять средства на поддержку товаропроизводителей за границей. А деньги ушли за границу. Мы профинансировали их, через мясокомбинат приобрели продукцию за рубежом», - развел руками казначей. Руководство, как мясокомбината, так и зверосовхоза, несмотря на уговоры журналистов, категорически отказывались давать какие-либо интервью по этому поводу. Прокуратура же, несмотря на то, что история открылась еще летом, лишь спустя полгода приступила к расследованию.

Конец 90-х годов был просто ужасен в плане поставок сжиженного газа. То и дело целые районы отключали от подачи голубого топлива. Руководителю Карелгаза в буквальном смысле приходилось стоять на коленях перед поставщиками, это было просто неслыханно. Не изменилась ситуация и зимой 1999 года.

Первый заместитель главы городской администрации Аврам Склярский вновь предупредил: «В итоге все договоренности, которые были достигнуты, не выполняются. Киришскому заводу мы задолжали 1 миллион 600 тысяч рублей. И он поставляет по одному-два вагона, это очень мало. Поставщики, которые из Сибири, разные заводы, им оплата не произведена. Поэтому обстановка напряженная с газом. Сегодня в городе запас на двое суток. Отключенных домов нет, но ожидаем всего несколько вагонов газа, это еще на двое суток. Но тот газ, который будет сегодня отгружен, он десять суток идет сюда. Я еще раз обращаюсь: если мы в этом году не начнем переводить жилье на природный газ, нам другого пути просто нет. Просто нет!» Подсчитайте-ка, много ли домов в Петрозаводске переведены на природный газ. А ведь прошло с тех пор целых два десятилетия. А подобная ситуация может вновь повториться.

Таким было 22 февраля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.