21 февраля 2019, 08:00

О четвертом энергоблоке в Петрозаводске мечтают 20 лет, но тщетно

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 21 февраля в 1999 году.

После повышения цен на коммунальные услуги в Петрозаводске в начале 1999 года при правительстве была создана комиссия по проверке обоснованности тарифов. Первый заместитель главы городской администрации Аврам Склярский рассказал о выводах, которые сделала комиссия. По его словам, проверка не обнаружила каких-либо существенных нарушений или завышений в методике расчетов тарифов коммунальных платежей.

Проверялись три муниципальных предприятия: «Служба единого заказчика», «Водоканал» и предприятие «Тепловых сетей». В выводах комиссии отметили лишь ряд, как сказал Склярский, шероховатостей. Таким образом, повышение тарифов, произошедшее с 1 декабря в Петрозаводске, сочли обоснованным: «Говорить о каком-то завышении тарифов, о неправильности начисления тарифов — этого нет. Мы никакого закона не нарушили. В том числе и по установлению уровня оплаты населением 50%. Да, конечно, это много. И в условиях роста цен тяжело оплачивать жилье, но объективная реальность такова». Заметьте! 20 лет назад население платило лишь половину стоимости коммунальных услуг, вторую половину покрывало государство, не то, что сейчас.

После повышения квартплаты Центр субсидий увеличил суммы выплат нуждающимся на 200 тысяч рублей. В то же время бюджет получил на миллион рублей больше, что позволило муниципальным предприятиям платить живые деньги в Пенсионный фонд, заплатить за газ и заводу «Авангард» за отопление Ключевой, опять же живыми деньгами, которые пошли на зарплаты рабочим. В то же время в коммунальном хозяйстве оставались проблемы, решение которых требовало решительных шагов. «Когда температура воздуха становится ниже 20-25 градусов — и мы не можем выдерживать тепловой режим. Не можем. Мы это говорим публично. Мы уже очень давно говорим о том, что нужно строить четвертый энергоблок на Петрозаводской ТЭЦ, без этого мы просто не выживем. По окончанию отопительного сезона будут сделаны перерасчеты всем. Причем, не так, как в прошлом году: кто заявил, тому и вернули. Мы это сделаем в этом году централизованно», - отметил Склярский.

Предполагаемая разработка урано-ванадиевого месторождения в Средней Падме, что в Заонежье, не давала покоя общественности 20 лет назад. В ходе исследований, проводившихся государственным предприятием «Невскгеология» в Заонежье в 1985 году, было открыто это месторождение. К счастью, время исторических перемен и перестройки наступило до того, как его начали разрабатывать. Урана стране требовалось все меньше, а населению разрешили оказывать все больше влияния на принятие очередных судьбоносных решений. Видимо, спасло Заонежье от превращения в марсианский пейзаж, которых немало благодаря хорошо развитой горнодобывающей промышленности (например, в Мурманской области), низкое содержания урана, всего 0,06 процента.

Разработку имеет смысл начинать при наличии в руде не менее 1 процента урана. Впервые в Советском Союзе информация по Средней Падме была полностью рассекречена в 1991 году, и на некоторое время о ней забыли. Но, как оказалось, если по содержанию урана месторождение не представляло собой промышленного интереса, то по запасам ванадия оно вошло в пятерку крупнейших в мире. Кроме того, это был единственный в стране источник чистого ванадия. И как только заговорили о возможной разработке, «зеленые» вышли на пикеты.

Разработка месторождения в Средней Падме, по мнению сторонников индустриализации Заонежья, могла полностью изменить ситуацию на рынке редких металлов и существенно пополнить местный и республиканский бюджеты. Нашлись инвесторы, готовые вкладывать деньги в исследование и разработку месторождения. Председатель комитета по геологии и использованию недр А.В.Булавин пояснил: «Почему мы занимаемся Средней Падмой? Что — нам больше нечем заняться в Карелии? Получается, что пока нечем, к сожалению. Потому что у нас нет в такой степени готовых рудных месторождений, которые бы привлекли инвестора. Все остальные объекты, и хром, и золото, и медно-никелевые руды, которыми занимаются — там вообще еще нет месторождений».

В президиуме Карельского научного центра РАН в январе 1999 года состоялся круглый стол «Заонежье: проблемы и перспективы развития». Некоторые его участники поддержали идею использования нового месторождения для развития района. «На мой взгляд, не нужно противопоставлять освоение одних видов природных ресурсов — другим. Нельзя говорить о противопоставление культурного наследия, природного наследия, человеческого наследия, населения. Да, природу надо охранять. Но еще больше нужно охранять человека. Месторождение — это реальные источники развития территории. Это реальные источники пополнения бюджета», - заявил Ш.Ш.Байбусинов, кандидат наук. По мнению сторонников проекта из Госкомитета по геологии, разработка месторождения в Средней Падме могла быть выгодной для республики. «Вот у меня есть справка 1998 года, подготовленная специалистами института редких металлов Москвы, из которой следует, что потребление ванадия растет. Прогноз в этом плане самый благоприятный», - отметил Булавин.

Однако, у участников круглого стола были свои соображения на этот счет. Доктор экономических наук В.Б.Акулов возразил: «Военный комплекс не будет потреблять большое количество тех металлов для изготовления соответствующих видов брони, стали и прочих материалов, которые могут использоваться». Сомнению были подвергнуты также ссылки на Южную Африку, где разработка подобных месторождений стабильно приносит немалую прибыль. «Я не хочу выступить расистом, но мне все-таки кажется, что труд черных рабочих всегда будет оплачиваться дешевле по той простой причине, что им не нужно шуб, теплое жилье и так далее», - заявил профессор Акулов. А во-вторых, отсутствие транспортных связей Заонежья с внешним миром и необходимость налаживать по новой вывоз добытого металла опять же повлечет увеличение его себестоимости. «Это значит, что потенциальный разработчик будет минимизировать свои издержки за счет, скажем так, не совсем рачительного отношения к окружающей среде», - предупредил Акулов. Но в комитете по геологии считали, что слухи об экологической опасность проекта, которые привлекли внимание общественности, сильно преувеличены: «Экологическая опасность в реализации этого проекта бессовестным образом преувеличена СМИ с подачи, видимо, представителей «зеленого» движения. Нет оснований для тех страшилок, которыми нас пугают». Окончательное решение о том, будет ли добываться ванадий в Заонежье, должно были принять в правительстве республики. «Конкурс не закончен. Постановление об окончательном решении я не подписал в связи с тем, что у меня просто нет достаточно информации», - сообщил председатель правительства Сергей Катанандов.

Таким было 21 февраля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.