09 июля 2025, 18:30

"Было бы неплохо выйти замуж за миллионера"

В национальном районе Карелии энтузиастка пытается спасти уникальный объект историко-культурного наследия XIX века
девушка смотрит в окно

Текст, фото: Светлана Белая

В деревне Рубчойла меня встретила миловидная карелочка в народном костюме Татьяна Васильева, общественница, член Карельской региональной общественной организации воссоздания, сохранения и развития традиционной культуры карелов-ливвиков «Наш дом». После приветствия первыми сказанными ею были слова о наболевшем – о старинном доме Ермолаевых. Местные жители называют его по трем фамилиям бывших владельцев: Осиповых — Моисеевых — Ермолаевых.

 

Дом Ермолаевых сегодня

 

Дом-комплекс типа «брус» с жилой и хозяйственной частями, объединенными общей двускатной крышей, стоит на самом видном месте – у дороги, которая соединяет Эссойлу и Крошнозеро. Любого впечатлит декоративное убранство дома: балкон, резные причелины с ажурной кистью и одноярусными кронштейнами-крюками. Это крестьянское жилище сямозерских карелов является историко-архитектурной ценностью. Несколько десятилетий подряд люди собирали под крышей этой карельской избы предметы быта, домашнюю утварь, орудия труда, одежду и прочие предметы старины, сохранившие тепло рук прежних хозяев.

 

 

Часть коллекции сейчас находится в пряжинском этноцентре, но сам дом, построенный 150 лет назад, разрушается с каждым годом.

«Мы безвозвратно можем потерять этот уникальный памятник крестьянской архитектуры XIX века. Бревна жилой части сгнили, и изба-пятистенок, которая размещалась на высоком подклете, стала проседать. Потолок опасно провис и скоро достанет до пола. Печка развалилась и представляет собой груду кирпичей»,

— с горечью говорит Татьяна.

 

Потолок в избе уже провис

 

Чтобы наглядно рассказать о проблеме, девушка приглашает пройти в избу через хозяйственную постройку – в отличие от жилой части, недавно отремонтированную. С первым шагом невольно погружаешься в прошлое. Под крышей сеней собраны разные бытовые вещи: люлька, самовары, хомуты для лошадей… В прошлом тысячелетии они широко использовались крестьянами.

 

Предметы крестьянского быта

 

Просто поразительно, как наши предки смогли превратить свой дом в хозяйственный комплекс: в одной части размещены двухэтажные сени с чуланами, на каждом этаже — двор-сарай, в нижней части которого встроено два хлева. Кстати сказать, жители деревни Рубчойла утверждают, что под крышей дома Ермолаевых был еще и собственный колодец. К сожалению, сейчас он засыпан песком. Можно представить, как люди в суровые зимы могли сделать все необходимое, не выходя на улицу.

По рассказам местных жителей, последний хозяин пришел жить примаком в дом женщины. Детей супруги не нажили, поэтому после их смерти наследство осталось без хозяина. Позже недвижимость по закону перешла государству. Архитектурный памятник теперь находится в собственности Пряжинского национального муниципального района.

— Сейчас в исторической деревне Рубчойла мы наблюдаем, как ветшает дом-музей. Его жилая половина разрушается на глазах местных жителей, к тому же она «тянет» за собой и отреставрированную хозяйственную часть, — показывает на прогнившие балки девушка.

 

Жилая часть исторического дома разрушается

 

Отчаяние Татьяны понять можно. Четверть века назад благодаря усилиям ее родителей на базе дома-музея Осипова — Моисеева — Ермолаева появился Национальный центр сямозерских карелов – «Сямозерье». Возглавил культурный центр Анатолий Андреевич Васильев — историк, археолог, краевед, преподаватель истории Эссойльской средней общеобразовательной школы. Его поддержала и жена Ольга Николаевна. Это было время активной исследовательской и популяризаторской деятельности. Ко всему прочему Сямозерье развивалось как туристический край. Здесь смогли побывать не только жители Карелии, но и гости из тридцати стран мира. Жители сел и окрестных деревень вносили свой вклад в развитие музея, делились воспоминаниями, передавали ценные экспонаты Анатолию Андреевичу, чтобы он их сохранил и использовал в работе. Можно сказать, что сделанное Васильевыми послужило основой для создания этого центра. Позже к родителям присоединилась и дочь Татьяна — научный сотрудник сектора археологии ИЯЛИ КарНЦ РАН, кандидат исторических наук. Для нее эта работа стала своеобразным продолжением семейной традиции.

Важно отметить, что это директор дома-музея Анатолий Андреевич при жизни смог добиться реставрации историко-культурного объекта.

 

 

— Хозяйственная часть строения была отреставрирована методом полной переборки в 2015 году архитектурно-реставрационным центром «Заонежье». Специалисты провели масштабную реконструкцию хозяйственной части, реставрацию дощатой кровли, восстановили исторический пол из плах, установили полотна дверей и ворот, реконструировали взвоз, подготовили первый этаж хозяйственной части под будущую экспозицию музея. В срубе был использован материал, аналогичный историческому, в том числе бревна длиной 11 метров 60 см, — говорит Татьяна.

Трудно даже представить, сколько же труда, времени и денег потрачено на то, чтобы привести хозяйственную часть дома в приличный вид.

 

Татьяна Иванова с мамой

 

С конца 1960 – начала 1970-х годов семейная пара вложила много сил и в исследовательскую деятельность в Сямозерье на территории расселения северных карелов-ливвиков. В старинном доме проводились научно-практические конференции. Сообщения, сделанные на них, вошли в сборник «Сямозерские чтения: доклады и материалы первой и второй научно-практический конференций». Благодаря изучению сямозерского края в начале 2000-х годов учеными и специалистами Карельского научного центра Российской академии наук, высших учебных заведений и музеев Петрозаводска в рамках проекта «Сямозерье: история, быт, культура» был собран уникальный материал. Результатом работы стала коллективная монография «История и культура Сямозерья» (Петрозаводск, 2008).

На территории Сямозерья проводились полевые исследования студентов Российского государственного гуманитарного университета, которые отражены в сборнике «Полевые исследования студентов РГПУ: Этнология, фольклористика, лингвистика, религиоведение» (Вып. IV. Москва, 2009).

Кстати, 25 сентября этого года при поддержке ИЯЛИ КарНЦ РАН и Карельской региональной общественной организацией «Наш дом» планирует проведение III Сямозерских чтений.

Теперь Центр сямозерских карел в Рубчойле реорганизовали, он стал частью Этнокультурного центра в Пряже, где представлена почти вся коллекция фондов «Сямозерья». Под крышей гниющего строения осталась незначительная часть древних экспонатов.

Нынешнее бездействие властей вполне объяснимо: на реставрацию дома Ермолаева в районе денег нет. Еще пару лет назад, по словам Татьяны, разработка проектно-сметной документации на ремонт музея стоила почти шестьсот тысяч рублей, а расчет стоимости строительства на основе проектных решений – двадцать миллионов... Дорого, конечно, но, как считает Татьяна Васильева, останавливаться на полпути нельзя: можно потерять все.

После смерти Анатолия Андреевича Татьяна Васильева посчитала своим долгом продолжить работу отца и оказывать посильную помощь в сохранении культурного наследия родного края. Напомним, что Карельская региональная общественная организация воссоздания, сохранения и развития традиционной культуры карелов-ливвиков «Наш дом» в прошлом году получила поддержку Фонда президентских грантов. Общественникам удалось провести консервационные работы в Часовне Ивановской XIX века в деревне Рубчойла. Научный сотрудник готова взять на себя организацию реставрационных работ, дома-музея, но для этого необходимо найти правильное решение, например, заключить договор аренды объекта культурного наследия с администрацией Пряжинского района.

Аренда объектов культурного наследия, в том числе историко-архитектурных памятников, регулируется Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Если коротко, то в правилах аренды таких объектов говорится, что арендатор обязан выполнять требования по использованию объекта, установленные охранным обязательством, содержать здание за свой счет, осуществлять ремонтно-реставрационные работы. Также он не может изменять характер использования объекта без согласия органа охраны объектов культурного наследия. Арендатор обязан провести соответствующие работы в течение 7 лет с момента заключения договора аренды. При этом в документ включаются сроки на разработку и согласование проектной документации (не более 2 лет) и непосредственно на проведение работ (не более 5 лет).

«В октябре 2024 года я направляла письмо главе администрации Пряжинского национального района Дмитрию Анатольевичу Буевичу, но ответа до сих пор нет», — пожимает плечами Татьяна Васильева.

Теперь она написала обращение через соцсети Главе Карелии Артуру Парфенчикову, в котором взывает о помощи и просит обратить внимание на проблему.

«Направил ваше сообщение министру культуры А.Н. Лесонену, главе администрации Пряжинского национального муниципального района Д.А. Буевичу. Вам ответят в личных сообщениях «ВКонтакте», убедитесь, что все пользователи могут отправлять вам сообщения»,

— ответил Глава республики.

Время идет – архитектурный памятник дом Ермолаева все больше теряет свой облик. Если вовремя не принять меры, то в будущем для его восстановления денег понадобится многократно больше.

«Было бы неплохо выйти замуж за миллионера», — грустно шутит Татьяна.

Зря историческая карельская деревня не нашла свое место в карте достопримечательностей Пряжинского района. В Рубчойле восемь из двух десятков домов являются памятниками культурного наследия, их поддерживают сами владельцы...

 

Дом, за которым следят владельцы

 

Только дом-музей Ермолаевых, хозяином которого является районная власть, вот-вот превратится в руины. В скором будущем тоненькая нить, соединяющая прошлое и настоящее, прервется. А пока Татьяна Васильева старается всеми силами достучаться до «верхов» и спасти уникальное строение, в которое вложены не только огромные финансы, но и душа карелов. Много ли в Карелии осталось деревянных домов, которым около 150 лет?! Вот и этот, в Рубчойле, может исчезнуть. Между тем смело смотреть в будущее можно и нужно, уважая достижения прошлого, а без этого все становится временным и непрочным.