30 ноября 2019, 12:33

Снайперы-"кукушки" и финны в онучах: в Карелии вспоминали Зимнюю войну

На встрече в Национальном музее обсуждали мифы и реалии Финской войны

Круглый стол, посвященный 80-летию начала Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг., прошел в Национальном музее Карелии 28 ноября. В событии принимали участие карельские краеведы, военные реконструкторы, архивисты, организаторы культурно-исторического туризма, журналисты, музейные работники и все, кого волнует эта тема.

Открывая встречу, директор Национального музея Михаил Гольденберг сказал, что поэт Александр Твардовский не зря назвал эту войну "незнаменитой". Долгое время информация о ней не раскрывалась и отечественные историки практически не занимались ее изучением. 

В то же время эта война оказала большое влияние на историю Карелии: после ее окончания была сформирована Карело-Финская ССР, Петрозаводск на 16 лет стал столицей союзной республики, что в значительной мере отразилось на его архитектурном облике. Даже появлению в нашем городе университета мы обязаны этой войне.

Советско-Финляндская война, которую в советское время именовали финской кампанией, пограничным конфликтом, в Финляндии получила название Зимняя. Несморя на то, что за последние полтора десятка лет в России были опубликованы документы, сделаны серьезные исследования и сняты фильмы о Зимней войне, в ее истории до сих пор остается немало "белых пятен". Не случайно она вызывает огромный интерес не только специалистов, но и обычных людей. 

По словам Михаила Гольденберга, когда в музей приходят туристы, многие первым делом спрашивают: "Что у вас есть о Зимней войне?


— При всем уважении к этой теме, мы не можем сделать выставку. — говорит директор музея, — Потому что для этого нужно иметь коллекцию в фондах, а коллекция основательно подчищена в советское время по идеологическим соображениям. Эта незнаменитая война осталась за кадром.

Петрозаводский историк Юрий Килин подчеркнул, что сейчас Советско-Финская война 1939-1940 гг. уже не является неизвестной, теперь вполне ясно можно представить, как развивались события.

 — Неизбежной война между СССР и Финляндией стала с осени 1937 года, до этого сохранялась возможность выйти на политический диалог с финскими властями, — рассказывает Юрий Килин. — В Москву приезжал министр иностранных дел Финляндии Холсти. Кстати, это была единственная поездка финского министра в Советский Союз за весь межвоенный период. Но затем этот человек, настроенный не просоветски, но просто реалистично, был отстранен от дел, поскольку не любил Гитлера и однажды позолил себе неосторожное выскзывание о нем. Решение о подготовке Ленинградского военного округа к войне было принято 22 июня 1938 года, переговоры намеренно затягивались с обеих сторон.

Зимняя война началась 30 ноября 1939 года, когда советские войска перешли границу с Финляндией. Советский Союз рассчитывал завершить войну через месяц, финны — за 6 месяцев. В реальности же она продолжалась 105 дней — с ноября по март. За это время наша страна потеряла убитыми около 150 тысяч человек, Финляндия — 27 тысяч. Для этой небольшой страны такие потери были значительными — погибли почти все 19-20-летние мужчины.

— До конца декабря советские воины не знали, за что они сражаются, — продолжает Юрий Килин. —  Только после заседания ЦК ВКП(б) 22 декабря было принято решение полностью перестроить линию пропаганды. Ставка была сделана на то, что Красная армия защищает от агрессора Ленинград, Кировскую железную дорогу, Северо-Запад. После этого было замечено повышение боеспособности войск.

Хорошо известно, что советские войска были плохо вооружены и обмундированы в начале войны. В сорокаградусные морозы воевали в буденовках, кирзовых сапогах и зачастую без рукавиц. Отсюда — большое количество обморожений. Кроме того, было призвано немало солдат из южных республик — Кавказа, Средней Азии. Многие впервые видели снег, а им пришлось воевать на лыжах, на которых они прежде никогда не стояли.

Хотя финны в этом плане были в более выгодных условиях — они сражались на своей территории и за свою страну, — но их обмундирование и вооружение также оставляло желать много лучшего. Отвечая на вопрос о материально-технической базе  финской армии, Юрий Килин сообщил, что в изобилии у финнов были только винтовочные патроны, остального не хватало, в том числе обмундирования. 

— На видеозаписи парада финских войск по поводу взятия Петрозаводска в октябре 1941 года солдаты одеты чуть ли не в онучи. Не найти двух людей, у которых была бы одинаковая обувь. Фактически солдаты получали от государства только ремень. Одних только касок было 14 разных видов.

Затронули на круглом столе и тему известной легенды о финских снайперах-"кукушках", которых так прозвали за то, что они, якобы, стреляли с деревьев.

— Ни один финн не залезал на дерево, чтобы стрелять сверху по советским солдатам. Такая легенда появилась, потому что 20 % финских солдат в 1939 году выполняли снайперский норматив — то есть каждый пятый был снайпером.

Сотрудник Национального музея Алексей Терёшкин добавил, что еще одна причина появления такого мифа — то, что артиллерийские разведчики делали на деревьях "гнезда". Они располагались в полутора километрах от места боя. Разведчики наблюдали за боевыми действиями в бинокль и по рации передавали координаты. А поскольку было непонятно, откуда стреляют снайперы, казалось, что с деревьев.

Одна из участниц круглого стола поделилась информацией, прочитанной в "Военном обозрении", что этот миф Зимней войны придумали сами финны, для того чтобы сбить с толку наших воинов.

Вероятно, тактика финнов приносила свои плоды, поскольку по словам Юрия Килина, советских солдат в плен попало около 6 тысяч человек, а финских — несколько сотен, соотношение количества пленных было примерно один к десяти. После войны был обмен военнопленными, многие из советских солдат, которым удалось таким образом вернуться на родину, попали в сталинские лагеря.

— В Финляндии советских военнопленных делили по национальному признаку. Русских содержали отдельно от представителей других народов. Особое отношение было ко всем финно-уграм — им давали лучший паек и возможность работать. Также выделяли евреев — их взял трудиться на свои заводы Якобсон, председатель общества финских евреев. От того, как обращалась с пленным вражеская сторона, зависела его судьба после возвращения на родину, — сообщил историк.

Поисковики, присутствовавшие на встрече, представили предметы из экспозиции Центра Воинской Славы Петрозаводска: образцы оружия и обмундирования, документы и бытовые принадлежности солдат.

Также на круглом столе презентовали две недавно вышедшие книги: "Питкяранта — помнит!" изданной в рамках проекта "Война — помнить и не повторять" при поддержке Гранта Президента Российской Федерации, и мемориальное издание "Заонежане в Советско-Финляндской войне 1939-1940 гг". Эти две совершенно разные по замыслу и наполнению книги объединил знаменитый "Крест скорби", изображенный на их обложках.

Упомянул Михаил Гольденберг и об еще одной известной книге карельского писателя Анатолия Гордиенко "Гибель дивизии", вышедшей в издательстве "ПетроПресс" в 2017 году. Роман-хроника, повествующий о трагических событиях, происходивших в окрестностях Питкяранты, можно также назвать памятником Зимней войне.

В заключение директор музея заметил, что главное, для чего организуются такие встречи — не забывать важный урок, который преподнесла Советско-Финляндская война: из маленьких войн рождаются большие.

Хельга Белянцева's picture
Автор: