Государственный морг на коммерческой волне
Текст: Антонина Кябелева
Рынок ритуальных услуг Петрозаводска давно вызывает недовольство граждан, которых вынуждают выкладывать внушительные суммы на похороны. Отсутствие реальной конкуренции, навязывание услуг, одинаковые названия у частного и муниципального предприятий, оказывающих ритуальные услуги, создавали благодатную почву, чтобы максимально «доить» петрозаводчан, потерявших своих родственников.
Руководитель Петрозаводского муниципального унитарного специализированного предприятия по вопросам похоронного дела (ПМУСП) «Мемориал» Дмитрий Данильев решил всерьез расшатать образовавшуюся «погребальную монополию». На рассмотрении в Арбитражном суде РК находится иск ПМУСП «Мемориал» с требованием запретить ИП Кудиновой И.С. использовать фирменное наименование муниципального предприятия.
Предприниматель Ирина Кудинова, которая оказывает ритуальные услуги, находится в здании на Дзержинского, 41, где на протяжении десятилетий располагалось муниципальное предприятие. Петрозаводчане по привычке идут по знакомому адресу и попадают в частное ритуальное агентство, где их искусно обрабатывают опытные агенты.
Несколько лет назад теперь уже бывшему прокурору Петрозаводска Елене Аскеровой удалось добиться возобновления работы муниципального траурного зала на улице Кирова. Но долгое время он работал так, словно его специально пытались задвинуть подальше от потенциальных клиентов, чтобы не создавать конкуренцию стоящему поблизости частному залу на улице Вольной. Доходило до абсурда: первое время на дверях муниципального траурного зала висело объявление, отсылающее граждан в частное ритуальное агентство.
Только в 2020 году, через три года после возобновления работы, муниципальный траурный зал возобновил полный комплекс ритуальных услуг. Дмитрий Данильев рассказал, что именно ПМУСП «Мемориал», которое теперь расположено в центре города на улице Анохина, предоставляет услуги в рамках так называемого гарантированного перечня, то есть на безвозмездной основе. Гарантированной государством возможностью бесплатно или за минимальную сумму похоронить родственника пользуются небогатые жители карельской столицы, у которых просто нет денег на организацию даже обычного погребения.
Возобновление нормальной работы муниципального траурного зала — только часть плана по приведению рынка ритуальных услуг в цивилизованные формы. Недавно Дмитрий Данильев обратился в карельское УФАС и в республиканскую прокуратуру с просьбой разобраться в работе морга, который «настроен» исключительно на коммерческую волну. Руководитель муниципального предприятия подробно рассказал, что не устраивает его в работе «смежников».
Ключевым, если так можно выразиться, моргом, обеспечивающим работу городских траурных залов, является морг ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», расположенный на улице Федосовой. Здесь не только проводятся судебно-медицинские экспертизы, но и хранятся тела умерших по естественным причинам граждан. Данильев рассказал, что еще на подступах к телу организована схема, позволяющая перехватить заказ на погребение.
- Обычно на следующий день после смерти родственники покойного обращаются в канцелярию морга Бюро судебно-медицинской экспертизы за получением соответствующей справки. Она необходима для оформления свидетельства о смерти и организации похорон. Прямо напротив окна канцелярии, расположенной на Федосовой, находится стол с компьютером индивидуального предпринимателя Хворостянского, занимающегося организацией похорон. В частности, предприниматель предлагает услуги частного траурного зала и частного трупохранилища на улице Вольной,
- рассказал Дмитрий Данильев.
Фактически, объяснил он, Хворостянский постоянно находится в помещении государственного медицинского учреждения и занимается бизнесом, то есть продает услуги, связанные с погребением усопших.
- Парадоксально, но Хворостянский не только использует в целях извлечения прибыли государственное учреждение, подготавливая находящиеся там тела к церемонии прощания, но и привлекает к этой работе санитаров, которые работают в бюро. Мало того, территориально крайне удачно расположившийся предприниматель принимает от граждан плату даже за хранение умерших в морозильной камере, которая принадлежит государственному бюро, - отметил Данильев.
Фактически руководство Бюро судебно-медицинской экспертизы предоставило место для работы своему прямому конкуренту, позволив пользоваться государственным имуществом. У ГБУЗ «Бюро СМЭ» имеется собственный, утвержденный в марте 2020 года прейскурант на платные услуги, включающий услуги по подготовке тел к церемонии прощания. Однако, утверждает Данильев, пакет услуг составлен таким образом, что гражданам волей-неволей приходится обращаться к индивидуальному предпринимателю, который, что называется, всегда тут как тут. Прейскурант государственного бюро не так просто найти, его можно обнаружить на официальном сайте организации. Понятно, что убитые горем родственники, не ведающие о запутанных лабиринтах похоронного бизнеса, даже и не думают его искать.
- Все устроено очень просто. Граждане подходят к окну канцелярии, им выдают справку и перенаправляют к столу рядом сидящего предпринимателя Хворостянского, который предлагает услуги по более высоким ценам. Но так как люди не понимают, что Хворостянский и государственное бюро, - это не одно и то же, они даже не пытаются выяснить разницу в ценах,
- заметил Данильев.
Редко, но бывает, что организацией похорон занимаются более осведомленные о местных «хитростях» горожане. Но и у них возникают проблемы. Сознательно или нет, но в прейскуранте государственного бюро некоторые важные для организации погребения услуги либо вовсе отсутствуют, либо затеряны в небрежно составленном описании.
- К примеру, не обойтись без такой услуги, как облачение умершего в предоставленные родственниками вещи или укладка умершего в гроб. В прейскуранте бюро нет и услуг по нанесению макияжа на лицо и бальзамированию. С моей точки зрения, документ составлен так, чтобы граждане не могли миновать стол Хворостянского,
- объяснил Дмитрий Данильев.
Он также обратил внимание, что цена отдельных услуг, включенных в прейскурант бюро, является явно завышенной. Раскладка в гробу погребальных принадлежностей, которая заключается в том, чтобы положить подушку в гроб и накрыть тело покрывалом, стоит 1144 рубля. Дмитрий Данильев убежден, что в бюро искусственно создали ситуацию, при которой обратившийся сюда гражданин неминуемо попадет за стол к Хворостянскому. Шансов избежать этого заранее спланированного маршрута практически не остается.
По оценке Данильева, действующая схема способствует монополизации рынка ритуальных услуг и приводит к необоснованному завышению расценок, лишает граждан права выбора и отрезает частные ритуальные агентства, которые не связаны с Хворостянским, от потенциальных клиентов. Очевидно, что львиная часть прибыли идет мимо кассы государственного учреждения.
- Диспетчер муниципального предприятия «Мемориал» постоянно сталкивается с тем, что не может дозвониться до канцелярии и санитаров морга Бюро судебно-медицинской экспертизы, чтобы получить информацию о размерах гроба для тела и времени проведения судебно-медицинской экспертизы. Нам приходится буквально добывать сведения, нередко с огромной задержкой. Зато ритуальные агентства, которые сотрудничают с Хворостянским, получают эту информацию быстро и без проблем. Лично меня больше всего сразил другой факт. Записаться на время выноса гроба из морга государственного бюро можно только по телефону диспетчера, который работает у Хворостянского. С моей точки зрения, это нонсенс, дальше ехать уже некуда, - сказал Дмитрий Данильев.
Руководитель муниципального предприятия «Мемориал» уверен, что до странности «теплые» отношения, сложившиеся между руководством государственного учреждения и индивидуальным предпринимателем, привели к серьезному ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг Петрозаводска. По его мнению, без вмешательства антимонопольного ведомства и прокуратуры выправить ситуацию будет крайне сложно.