05 августа 2024, 08:00

Аквапарк «в нагрузку» пытались заставить строить в Петрозаводске

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 5 августа в 2004 году

Администрация Петрозаводска ровно двадцать лет назад предрекала карельской столице строительный бум. Проекты новых законов, которые Госдума собиралась обсуждать осенью, должны были позволить развивать строительство за счет ипотечных кредитов. Недостроенное имущество стало возможно оформить, как собственность. И получить под залог этой собственности кредит на продолжение строительства. Одна была загвоздка – цены на жилье. С такими ценами строительного бума ждать не стоило. Хотя многим хотелось сменить квартиру на новую.

Получить бесплатное жилье в Петрозаводске шансов было мало. Несколько квартир в год выделяли для расселения ветхих и неблагоустроенных домов. Речь в этом случае шла не о новом жилье, а об освобожденных квартирах, которые не были приватизированы, то есть остались в собственности у города. В деревянной двухэтажке постройки 1938 года было 12 квартир. О сносе жильцы давно перестали мечтать. О покупке новой квартиры мечтать они и не начинали. Стоимость одного квадратного метра нового жилья в Петрозаводске составляла тогда 700 евро.

При этом объемы строительства в Карелии хоть и не быстро, но росли. В 2003 году было введено в строй 83 тысячи квадратных метров жилья, включая элитное жилье и частную застройку. Позволить себе покупку квартиры могли только состоятельные люди. По тем ценам строительство даже однокомнатной квартиры обходилось в 30 тысяч долларов. Городская власть объясняла это тем, что местные строительные организации сосредоточили в себе все функции – заказчика, подрядчика и инвестора. Контролировать себестоимость строительства в таких условиях было невозможно. Какова реальная, рыночная стоимость квартиры, сообщил мэр Петрозаводска Виктор Масляков: «Без отделки квартира в кирпичном исполнении должна стоить 450 долларов метр. Что касается панельных домов – 380-400 долларов. Это с рентабельностью 30%».

В середине июля администрация города заключила соглашение о сотрудничестве с московской Первой ипотечной компанией. Предполагали, что года через два с помощью увеличения объемов строительства можно будет добиться рыночных цен на жилье. Как мэрия планировала контролировать работу инвестиционной компании, пояснил опять-таки мэр: «Мы контролировать вообще никого не собираемся. Кроме жестких наших условий по стоимости всех вкладов в инженерные сети, и развитие новых строительных площадок. Мы предлагаем этой инвестиционной компании Древлянку-4 и Древлянку-5 строить, а в нагрузку – построить ледовый каток». Также планировалось, что на Древлянке появится аквапарк в нагрузку к основным задачам. Генеральный план застройки микрорайона собирались отдать на откуп москвичам. Они обещали увеличить объемы вводимого в городе жилья на 15-20%. Но станут ли от этого дешевле квартиры? Генеральный директор Ипотечной компании, подписывая договор с Петрозаводском, отметил, что доступность жилья не означает его дешевизну.

...

Пассажирам частных автобусов, наконец, привалило счастья. Стоимость проезда в некоторых фирмах вскоре после повышения вновь упала до 6 рублей. Мы рассказывали о том, что перевозчики решили заработать на людях и повысили цены на билеты до 10 рублей. И вот результат – пассажиропоток упал на 25%. Так что владелец маршрута №25, например, снизил цену до прежней. «Думаем, что люди поедут по прежней цене. И это позволит решить социальную задачу перевозки пассажиров. И в то же время позволит нам работать не в убыток», - объяснил решение Александр Анишин, руководитель проекта по ценовой политике (также он был депутатом Петросовета).

Пассажиры на такие прыжки цен смотрели с недоверием. Мало кто верил, что цены снижены надолго. Ведь обычно их повышают, а не снижают. Но ездить в маршрутках стали больше, это признали и водители. Но в целом перевозчики обещали эксперименты с ценами продолжать. Чтобы найти ту золотую середину, когда и им выгодно, и пассажирам терпимо. Пока же 25-ый маршрут приносил одни убытки, признали владельцы. Вместо трехсот пассажиров машина за смену перевозила чуть более ста.

Таким было 5 августа ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2004 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.