26 июля 2016, 01:13

Как быстро на самом деле работает почта. Мы решили узнать и провели эксперимент

Чтобы выяснить, как долго идут письма в Карелии, портал «Петрозаводск говорит» отправил письма на один адрес из 17 разных точек.

Почту сегодня не ругает только ленивый: письма идут медленно, открытки к праздникам не поспевают, из посылок пропадают вещи, бандероли теряются. Действительно ли все так плохо, или почтовой службе, однажды приобретшей славу самого нерасторопного ведомства, просто теперь трудно от нее избавиться?
Чтобы выяснить это, портал «Петрозаводск говорит» решил провести эксперимент. 

В чем суть?
Суть эксперимента проста – выяснить, как быстро доходят письма из одного микрорайона Петрозаводска в другой, а также из районов республики и городов вне Карелии в столицу республики, и укладываются ли они в положенные сроки.

С теми, кто согласился нам помочь, мы договорились, что все письма будут отправлены в один день и по одному адресу. Определили время для того, чтобы опустить письмо в почтовый ящик – с 14 до 20 часов. Чтобы обеспечить более-менее равные условия для корреспонденции из районов, решили, что письма должны быть отправлены из райцентров (но и их количество ограничили – в нашем эксперименте приняли участие Лоухи, Костомукша, Муезерский, Сегежа, Кондопога, Пудож и Сортавала).

В самом Петрозаводске постарались охватить все микрорайоны (Древлянка, Кукковка, Центр, Перевалка, Ключевая, Октябрьский проспект и Пятый поселок). Что касается городов за пределами Карелии, то выбрали Москву и Санкт-Петербург.

В условленный день наши помощники во всех этих городах опустили 17 писем в почтовые ящики  – кто-то днем, кто-то ближе к вечеру, после работы. От каждого, благодаря социальным сетям, мы получили подтверждение этому, иногда вместе с фото. 

Открой конвертик – шлю приветик
Ожидание длилось недолго. Уже через два дня пришли все «городские» письма, за исключением послания из Соломенного, оно было доставлено через три дня. Зато таким же оперативным как корреспонденция из разных микрорайонов Петрозаводска, оказалось и письмо из Кондопоги.

Что касается районов республики, то и тут почти все письма пришли разом - на четвертый день с начала нашего эксперимента. Задержалось дольше других на один день только письмо из поселка Лоухи.

А вот послания из Питера и Москвы шли дольше всех, почти неделю. Внимание: сейчас мы говорим о том, когда письма были получены адресатом, то есть когда почтальон опустил их в почтовый ящик по указанному адресу. О том, почему это важно, – чуть позже. 

По правилам…
Чтобы понимать, велико ли опоздание и можно ли предъявлять ведомству претензии, надо знать, есть ли вообще какие-то сроки доставки писем. Так вот, такие нормативы есть. Причем не только доставки и пересылки корреспонденции, но и частоты сбора из почтовых ящиков. И они утверждены постановлением правительства РФ еще 10 лет назад, в 2006 году.

Так, например, в Петрозаводске письма и открытки из почтовых ящиков, которые расположены вне отделений связи, собирают ежедневно, но: 5 дней в неделю не менее двух раз, а в оставшиеся два дня – не менее 1 раза в день.

В районных центрах корреспонденцию достают из почтовых ящиков не реже 5 дней в неделю и только раз в день. 

Но нас больше интересуют сроки пересылки. На территории Петрозаводска, как и любого другого административного центра субъекта РФ, письма с одного микрорайона в другой должны доходить за 2 дня. Собственно, такой же срок предусмотрен и для писем из райцентров в столицу Карелии. Но есть один любопытный нюанс – в срок не входит день приема. Это значит, если вы отправили письмо, скажем, 1 июля и эта дата стоит на штемпеле, а получили его 3 июля – сроки соблюдены.

Отдельная история – пересылка писем и открыток между центрами субъектов и городами федерального значения. Для них – свои сроки. В частности, из Москвы и Санкт-Петербурга письменная корреспонденция должна доставляться в Петрозаводск в течение 4 дней.

…и на самом деле
Учитывая все это, подведем итоги нашего эксперимента.
В отведенные сроки уложились письма, отправленные из всех микрорайонов города, в том числе и из Соломенного, хотя и пришло оно позже на один день.  Столь же быстрыми были послания из Кондопоги, Сортавалы, Пудожа, Муезерского.
Позже установленного срока пришли письма из Москвы – на 2 дня, из Питера – на 3 дня и из поселка Лоухи – на 1 день.

Также немного опоздали и письма из Костомукши и Сегежи: если смотреть на почтовые штемпели, то срок превышен на один день, если же ориентироваться на то, когда письма попали непосредственно в почтовый ящик адресата – то на два дня.

И вот тут мы подошли к важному моменту. Как мы уже знаем, письмо должно проделать  путь из райцентра в столицу Карелии за 2 дня – не считая дня приема. Отследить это легко – на каждом конверте вы увидите два штампа с датами. Но из 17 писем, участвующих в нашем эксперименте, 9 были доставлены в почтовый ящик адресата на день или два позже даты, проставленной на конверте. Иными словами, формально корреспонденция в Петрозаводск доставлена вовремя, по факту – получена она с опозданием.

Считать ли это нарушением сроков или нет? Как доказать, что письмо вам принесли через несколько дней после даты на штампе? Мы обратились с этими вопросами к руководству почтового ведомства в Карелии. Интересовало нас и то, как реагирует почта на жалобы людей, что предпринимает для того, чтобы претензий было меньше, в каких районах больше всего проблем с доставкой корреспонденции. К сожалению, общаться с нами без предварительного просмотра вопросов отказались. Мы не поленились и обратились  к руководителю Почты Карелии Ирине Гореловой письменно.

После этого, как нам объяснили в ведомстве, наши вопросы отправились (видимо, поездом) к федеральному руководству на еще какое-то согласование. По всей видимости, они до сих пор находятся в больших почтовых кабинетах. По крайней мере, все наши попытки получить-таки ответы упирались именно в кивание на федеральных начальников. 

Наши вопросы мы адресовали руководству больше месяца назад. Но это же почта… Так что ответ ждем до сих пор.

Совет
Если вам оказана некачественная услуга и ваши права потребителя нарушены, а почта на ваши жалобы и обращения не реагирует, то добиться справедливости, например, стоимости потерянной посылки или возмещения морального вреда можно через суд. Составить исковое заявление помогут в отделе по защите прав потребителей (в Петрозаводске – пр. Ленина, 2 (здание администрации), тел. 71-34-62).  

Кстати
Как часто люди жалуются на работу почты? Не на кухне подруге или другу, а написав заявление в контролирующие органы? Как выяснилось, нечасто. Например, по информации отдела по защите прав потребителей администрации Петрозаводска, с начала этого года ни один житель города не обращался к ним по поводу нарушения почтовым ведомством прав потребителя. А в прошлом году обращений было всего два, но устных, по телефону. Оба раза касались доставки посылок: одна была потеряна, другая шла гораздо дольше установленных сроков.

Довольно редки обращения и жителей районов. Как рассказали в Управлении Роспотребнадзора по РК, за весь 2015 год и первую половину 2016-го от жителей республики на работу почты поступило 10 жалоб.

Ирина Лободанова's picture
Автор:

О журналистике не думала и не мечтала, но оказалось, что это очень интересно. Начинала работать на радио, затем в районной газете "Суоярвский вестник". В Петрозаводске - с 2010 года. Считает, что профессия, которая приносит радость, это замечательно,  но если плюсом к этому у женщины все хорошо в семье, вот оно - настоящее счастье.