Путешествие в будущее. Часть 3. Умный дом
Поездка на балтийское побережье стала отдельной яркой историей нашего пресс-тура в Калининградскую область. Старинный морской курорт Раушен, ныне Светлогорск, удивил не только своей изумительной природой, соснами и почти швейцарским ландшафтом, но и тем, как гармонично сочетаются здесь старинные виллы с новыми многоэтажными домами комфорт-класса. Сразу захотелось приехать сюда не по работе, а на отдых, остановиться в комфортабельных апартаментах, неспешно гулять по дюнам и вдыхать морской воздух.
Тенденция последнего времени – дача на море, куда можно приехать из Калининграда или прилететь из России, – очень успешно реализуется на побережье Балтийского моря. Столько новостроек и такого количества башенных кранов я, пожалуй, еще нигде не видела. В год в области сдается примерно один миллион квадратных метров жилья – это, согласитесь, впечатляет.
В один из новых домов нас и привели на экскурсию. Это был непростой дом, и выбрали его для показа, конечно, неслучайно. «Резиденция Максим» стала первым проектом «Ростелекома» по внедрению комплексного IT-решения для многоквартирного дома не только в Калининграде, но и в России! Отдельные части этого решения уже работают в разных городах, но полностью реализовать все составляющие проекта удалось именно здесь.
Только представьте, в доме не только функционируют система видеонаблюдения, система безопасного доступа и онлайн-сбор данных со всех приборов учета коммунальных услуг, но и обеспечен удаленный доступ к их регулированию и контролю на разных уровнях для управляющей компании и владельцев квартир. Во время экскурсии мы увидели в работе все процессы и получили исчерпывающие объяснения от представителей застройщика и компании «Ростелеком». Теперь и у вас есть возможность познакомиться с удивительным проектом.
Как рассказал Константин Маевский, директор департамента технической инфраструктуры, взаимодействие с застройщиком началось еще на стадии котлована. Объект был оснащен Wi-Fi и скоростным интернетом, а также системой видеонаблюдения. На заключительной стадии строительства к дому и внутри него провели необходимые проводные коммуникации, для того чтобы реализовать цифровое решение по телеметрии жилищно-коммунальных услуг, видеонаблюдению и безопасному доступу на территорию и в квартиры.
Как это выглядит на практике? Калитка, которая открывается отпечатком пальца или с электронного гаджета хозяина, - это было первое чудо, которое мы увидели. Страх забыть или потерять ключи теперь можно оставить в прошлом. Второе чудо: увидеть, кто звонит к вам в дверь, можно даже находясь за тысячи километров от дома! Домофонную трубку в квартире заменил смартфон.
Сюда приходит вызов и видеоизображение гостя. Все открытия калитки фиксируются в электронном журнале, то есть при необходимости всегда можно проверить, кто и когда входил на территорию дома. В квартирах дополнительно установлены видеопанели. Если хозяева дома, то увидеть гостя и открыть дверь можно и с их помощью.
Отдельная тема – это проект по телеметрии и взаимодействию с управляющей компанией, который был реализован в доме. Специальный программно-аппаратный комплекс позволяет полностью контролировать расход электричества, тепла и воды. На системах водо-, тепло- и электроснабжения установлены умные общедомовые приборы учета. Такие же приборы есть и в каждой квартире. Вся информация о расходе ресурсов поступает на сервер и доступна как для управляющей компании, так и для владельцев квартир. Это делает взаимоотношения обеих сторон абсолютно прозрачными.
В программе есть свой функционал и сервисы для управляющей компании (УК). И это не только контроль расхода ресурсов. В умном домофоне отмечает время прихода на работу дворник. Через камеры видеонаблюдения сотрудник УК видит, как тот работает. Эта опция работает сейчас в некоторых жилых комплексах Санкт-Петербурга, что мы в реальном времени могли наблюдать из Светлогорска.
Создавая временные электронные ключи, управляющая компания обеспечивает вход на придомовую территорию и в хозяйственные помещения дома своим специалистам или сотрудникам аварийных служб и контролирует их нахождение там.
В своем профиле УК определяет полномочия и уровень доступа для каждого сотрудника. Также через приложение у компании есть возможность обратиться к жильцам с вопросами и предложениями и получить обратную связь.
Жильцы в своих личных кабинетах видят актуальные показатели расхода ресурсов и могут составлять отчеты за различные периоды времени, чтобы анализировать и при желании оптимизировать их. В ближайшем будущем появится опция, которая позволит оплачивать счета прямо из этого приложения. Также в приложении владельцы квартир могут создавать и изменять электронные ключи, в том числе временные, и общаться с представителями управляющей компании.
В умном доме и квартиры умные. С помощью современных гаджетов и цифровых технологий управлять своим жилищем на расстоянии стало очень просто. Уже по пути из аэропорта владелец «дачи на море» прямо из машины включает теплые полы, открывает шторы, зажигает свет, подогревает чайник. Согласитесь, как приятно приехать в квартиру, где все уже готово к появлению хозяев! А уехав, можно быть спокойным за порядок и безопасность: видеокамеры, датчики движения, протечек, дыма всегда начеку, а мозг квартиры – контроллер – обесточит розетки и выключит свет, как только за хозяевами закроется дверь.
Эта цифровая реальность доступна в разных комплектациях и, к счастью, не только в Калининграде, а по всей России. Специалисты "Ростелекома" подберут нужный вариант и обеспечат круглосуточное обслуживание системы.
Подводя итог своему путешествию в Калининград, могу сказать, что я как будто побывала в будущем, в котором хотела бы жить уже сейчас. Безопасная городская среда, точный учет расхода ресурсов, комфорт и защищенность собственного жилища – цифровые технологии позволяют получить все это уже сегодня. И если это смогли реализовать наши соседи, то стоит и нам активнее действовать в этом направлении, тем более что калининградцы готовы делиться своим опытом.