27 октября 2017, 13:35

Опорочена сама Матильда? Петрозаводчане посмотрели скандальный фильм

Первые зрители самой обсуждаемой российской картины года поделились своими впечатлениями с порталом.

О «Матильде», новой картине Алексея Учителя, уже столько сказано, что писать о начале проката фильма, так лично задевшего депутата Поклонскую, право, не хочется. Кинокритики, которые познакомились с картиной на предпоказах, уже высказали свою точку зрения, сойдясь во мнении, что шум вокруг был из ничего, а «Матильда» – историческая мелодрама, в которой нужно подчеркнуть слово «мелодрама». Исторична она примерно так же, как «Гардемарины, вперед!» Светланы Дружининой или сериал «Бедная Настя», в котором, кстати, тоже немаловажную роль сыграла страсть наследника к польке.

Классическая коллизия с выбором между личным счастьем и долгом перед державой разворачивается на фоне страсти еще не коронованного и не венчанного Ники и молодой балерины Кшесинской. Матильда, или, как называет ее наследник, Маля, – воплощение женской притягательности. От нее сходят с ума все мужчины вокруг (а герой Данилы Козловского, похоже, теряет ум в буквальном смысле), и с большинством поклонников она ведет себя, как Настасья Филипповна из романа Достоевского: немного сумасбродно и жестоко. Но жестокость эта от драмы в личной жизни – несчастной любви к обожаемому Ники.

Кадр из фильма

 

Чем так могли оскорбиться защитники Николая II после просмотра картины, понять сложно. Ники – самый положительный персонаж «Матильды». Он искренне влюбляется в красавицу балерину, но при этом с нежностью относится к будущей супруге принцессе Гессем-Дармштадтской. Претензии защитников «семейных ценностей» и скреп про то, что император любил только одну женщину – свою супругу Александру Федоровну, разбиваются одной фразой матери наследника (прекрасная роль Ингеборги Дапкунайте), которая рассказывает сыну о своем браке с императором Александром III. Он, как это полагалось, был династическим, и ни о какой первоначальной влюбленности друг к другу речи не шло, но «разве не вспоминает она каждую минуту своего Санечку?». В какой-то момент царя становится даже жалко. Его так терзают женщины – мать, невеста и любовница, что тот убегает от них самым беспомощным образом, по-детски спотыкаясь о длинный подол мантии.

Николай Романов в «Матильде» – хороший человек с человеческими интересами и желаниями. Возможно, этот факт как раз и раздражает представителей нашей сегодняшней власти, у которой не принято демонстрировать свое живое лицо, а принято держать официальную маску, чтобы, не дай бог, чего не вышло.

За кадром Луиза Вольфрам (Алекс), Ларс Айдингер (Ники) и Ингеборга Дапкнунайте (Мария Федоровна). Фото:24smi.org

 

«Матильда» получила возрастное ограничение 16+. Собственно, школьных знаний об этом времени как раз хватит, чтобы понять все аллюзии и недвусмысленные намеки режиссера на будущее империи. Вот царь роняет корону, а вот он словно на эшафот поднимается на сцену Ходынского поля и становится на колени. Постоянные разговоры с невестой про кровь, поддержку, защиту и силу, которая должна им помочь исполнить свои предназначения, тоже не дают забыть о драматической судьбе последнего российского императора. 

Кадр из фильма. Николай II и Александра Федоровна на фоне святых икон

 

Что касается картинки, то фильм определенно понравится тем, кто любит «Россию, которую мы потеряли». Красиво снят быт императорской семьи в залах Екатерининского дворца Царского Села, эстетичен творческий беспорядок в особняках Кшесинской, балетная жизнь показана глянцевой стороной, как и «русский народ», который здесь одет в кокошники и кафтаны, будто ряженый. Кстати, Матильда Кшесинская в фильме даже не самая лучшая балерина императорского театра. Коронные 32 фуэте, которые реальная Кшесинская первой из российских танцовщиц исполнила на сцене, в нужный момент у нее не получаются.

После просмотра фильма портал «Петрозаводск говорит» решил узнать мнение других зрителей, которые тоже пришли увидеть самый обсуждаемый фильм в России в 2017 году.

Дарья

– Для меня эта история не новая. И мемуары Матильды Кшесинской, и дневники Николая II опубликованы, доступны, и они интересные. Здесь, по крайней мере о жизни Матильды Кшесинской, нет ни единого слова правды.

Я бы так сказала: не образ Николая порочится, а образ самой Матильды. Она была умной, интересной женщиной, а тут выглядит, даже сложно сказать, как. Она была легкомысленной, но все же умной. 

Марина 

– Конечно, нельзя оценивать этот фильм с точки зрения истории. Нельзя так подходить к произведению искусства. Но в данном случае, мне кажется, ни сценарий, ни сам сюжет недотягивают до каких-то высот, чтобы можно было говорить "фильм удался". По моему мнению, он очень красиво визуально сделан, но в плане содержания скуден.  

Что касается оскорбления чувств верующих, то нужно помнить, за что был канонизирован Николай II. Он был канонизирован как страстотерпец, по причине своей кончины.

Никто не возмущался, как показали жизнь Владимира [речь о фильме "Викиниг" с Данилой Козловским в главной роли], хотя это тоже возмутительно с исторической точки зрения. Можно было бы тоже поднять шум и начать всех ненавидеть, в том числе Данилу Козловского.

Видимо, если людям нужно кого-то ненавидеть, они будут искать любой повод, в том числе и такой. Думаю, если спросить любого, кто хает этот фильм ["Матильда"], что он думает о реальной жизни Николая II, то это окажется сюжетом фантастического боевика. Люди историю ведь мало знают, а возмущаться очень даже готовы.  

Данила Козловский помещен на афишу "Матильды", но экранного времени у его героя от силы минут 15.

 

Маша

– Я долго ждала выхода этого фильма. Впечатление неоднозначное, потому что хотелось больше узнать о Кшесинской. Когда-то я играла концерт в ее особняке, и в 2014 году мне стало интересно узнать, кто она такая. Я стала гуглить, узнала, что это балерина. Меня еще больше заинтересовала эта история, и я скачала ее мемуары. Я жутко ждала премьеры, но в фильме мне чего-то не хватило. Хотелось узнать про балерину, а тут больше о взаимоотношениях с царем.

Про оскорбление чувств я не поняла, почему все так всполошились. Ничего такого криминального я не увидела. 

Все очень хорошо снято, хорошие костюмы. Для нашего кино это нетипично, наверное. В целом мне понравилось. Не понимаю, откуда столько шумихи и отрицательных комментариев вроде "я не пойду смотреть", хотя среди моих знакомых таких людей нет.

Влада

– Мне еще надо переварить увиденное. Однозначно это достойная картина. Опять же не понимаю, почему вокруг нее развели столько хайпа. Это надуманно все, мне так кажется. Посмотреть точно стоит.

Свое мнение о фильме составил известный в Петрозаводске православный священник Константин Савандер. Приводим его цитату без изменений.

– Даже на основе триллера [видимо, имеется в виду трейлера. - Прим. ред.] понятно, что фильм "Матильда" талантливый, но действительно с душком... Плевок в душу православного монархиста, конечно, смачный... Как из этой истории выйти - снять такой же талантливый фильм про страдания царской семьи, но это, увы, нашим либероидам будет неинтересно... Можно критиковать, но тонко издеваться над человеком, которого вместе с семьей зверски убили?.. Действительно гнусно со всех точек зрения...

Крутить, конечно, будут, чтобы деньги отбить... А люди пойдут, т.к. интерес здорово подогрет... Однако - классная диверсия... врагов России, потому что приходится констатировать, что имеющие отношение к появлению фильма "Матильда" работают ПРОТИВ РОССИИ, явно или неявно, хотят или не хотят...

 

Матильда

 

Ася Кошелева's picture
Автор:

Выпускница филологического факультета ПетрГУ. Любит писать о людях в культуре и культуре в людях. Мечтает дочитать все начатые книги (а их постоянно скапливается до десятка штук одновременно), побывать в Риме, научиться не принимать все близко к сердцу и создать что-нибудь стоящее в профессиональном плане. Не любит бестактных людей.