14 июня 2019, 07:00

Недоплатили по ОСАГО, не делают ремонт? Теперь не нужно идти в суд

С 1 июня 2019 года в России изменились правила урегулирования споров по автострахованию.

Кто из автомобилистов, попавших в ДТП или просто повредивших свою машину, не сталкивался с тем, что страховая компания шла на любые уловки, чтобы правдами и неправдами снизить сумму выплаты или, в случае ремонта, заставить клиента согласиться на дешевые или «бэушные» детали? Суды завалены исками граждан, не желающих мириться с тем, что вместо обещанного адекватного возмещения они получают скромную сумму, которая покрывает только часть затрат. По данным Верховного суда России, в 2016 году в суды поступило более 420 тысяч исков, связанных с ОСАГО, в 2017 году – более 390 тысяч.  И это с учетом того, что автолюбители чаще готовы смириться с несправедливым возмещением, чем ввязываться в длительные судебные разборки. 

Мало кто знает, что с 1 июня 2019 года в России принципиально изменился порядок урегулирования споров со страховыми компаниями по договорам ОСАГО, КАСКО и ДСАГО.

Теперь главным арбитром в споре между гражданином и страховщиком является финансовый уполномоченный РФ.  

Как будет на практике работать новая система рассмотрения споров, сейчас вряд ли можно предсказать. Мы постарались выяснить принципиальные особенности нового законодательства и определить алгоритм действий автолюбителя, который столкнулся с недобросовестностью страховой компании. 

Начальник экономического отдела отделения Банка России в Карелии Максим Дубровский считает, что служба финансового уполномоченного РФ значительно облегчает жизнь гражданам, которым в случае возникновения разногласий со страховой компанией, вместо того чтобы идти в суд, достаточно направить обращение к финансовому омбудсмену. Рассматриваются только имущественные споры граждан с финансовыми организациями, связанные с денежными обязательствами. Есть, обратил внимание Дубровский, и лимит заявленных гражданами требований. Если претензии возникли по ОСАГО, то обращаться к финансовому омбудсмену можно вне зависимости от суммы возмещения. А вот по КАСКО и ДОСАГО установлен лимит: финансовый уполномоченный рассматривает споры, когда сумма возмещения не превышает 500 тысяч рублей. Если речь идет о сумме выше полумиллиона рублей, то гражданин, как и раньше, может напрямую обращаться в суд.  

Для граждан подача обращения абсолютно бесплатна. Служба финансового уполномоченного находится в Москве. Подать обращение можно как в электронном виде, так и направить по почте.  В электронном виде обратиться в службу финансового уполномоченного можно через ее официальный сайт или через сайт госуслуг. На сайте службы есть объяснения, как правильно заполнить анкету, какие приложить документы, есть ответы на наиболее часто возникающие вопросы.

- Служба финансового уполномоченного должна оказать содействие заявителю в случае возникновения затруднений при оформлении документов. Считается, что не требуется специальных юридических познаний для того, чтобы подать обращение к финансовому уполномоченному. Обращение гражданина должно быть рассмотрено в течение 15 рабочих дней, если оно направлено в электронному виде, и в течение 30 дней, если человек направил его по почте. При необходимости проведения технических экспертиз срок рассмотрения может быть продлен на 10 дней, - объяснил Максим Дубровский.

В результате гражданин получает решение, которое страховые компании обязаны исполнить. Если страховщик продолжает упорствовать, то финансовый омбудсмен выдает удостоверение – аналог исполнительного листа, с которым можно обращаться в службу судебных приставов для принудительного взыскания. 

- Закон призван побудить страховые компании самостоятельно решать спорные моменты с клиентами, не доводя их до ситуации, когда приходится обращаться к финансовому уполномоченному. Если финансовый омбудсмен примет решение в пользу клиента, то страховая компания вынуждена будет заплатить еще и штраф в 45 тысяч рублей за каждый случай. С другой стороны, новая система разрешения споров должна разгрузить суды, повысить доверие граждан к финансовому рынку, их защищенность и, как результат, снизить число конфликтных ситуаций,

- сказал Дубровский.  

Конечно, обратиться в суд в случае несогласия с решением финансового уполномоченного может как гражданин, так и страхования компания. Но теперь для того, чтобы у гражданина приняли иск, нужно иметь решение финансового омбудсмена. Кстати, если страховая компания попытается обжаловать решение финансового уполномоченного и проиграет процесс, то в пользу гражданина она обязана будет дополнительно выплатить 50% суммы иска. 

Что нужно для обращения к финансовому омбудсмену? Если гражданина что-то не устраивает, в первую очередь он должен с письменной претензий обратиться в страховую компанию.  

Закон обязывает финансовые организации рассмотреть заявление гражданина по существу и дать ответ не позднее 15 рабочих дней для претензий, поданных в электронном виде в течение полугода с момента возникновения спора, и не позднее 30 дней в остальных случаях,

- объяснил начальник экономического отдела банка. 

Если ответ гражданина не удовлетворил, он обращается к финансовому уполномоченному, который дает организации еще один шанс договориться с недовольным клиентом. Если спор не удается урегулировать, финансовый уполномоченный выносит решение. 

- Основная форма рассмотрения споров – заочная, то есть гражданину не придется никуда ехать,- отметил Дубровский.

Помимо обращения, следует направить ответ страховой компании, копии или сканы документов, подтверждающих правомерность требований автолюбителя.  

Важно, отметил Максим Дубровский, что новая система подразумевает прозрачность решений финансового уполномоченного и их публичность. Предполагается, что на сайте финансового омбудсмена будет отражена статистика, связанная с обращениями клиентов к той или иной финансовой организации, что, естественно, отразится на репутации компании.  

Руководитель консультационного центра ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" Алена Шеремет рассказала, что центр готов оказывать помощь гражданам, если у них возникают сложности с подачей обращения к финансовому уполномоченному. 

Судя по практике, до суда у нас доходит в лучшем случае каждый десятый спор, связанный с автострахованием. Большинство граждан не решаются на судебные тяжбы: у одних нет времени ходить по судам, другие не могут преодолеть психологический барьер, третьим не хватает юридических знаний. Сейчас появилась служба финансового уполномоченного, призванная решать конфликтные ситуации в досудебном порядке. Упростит ли это решение споров или усложнит, пока говорить рано. Поживем – увидим",

- сказала Алена Шеремет.

Готовы ли страховые компании к изменениям? Я обзвонила несколько крупных страховых компаний, работающих на территории Карелии, и везде услышала единодушное мнение, что теоретическое понимание есть, но как новый механизм будет работать на практике, пока говорить рано. В страховых компаниях предложили подождать, когда появятся первые обращения в службу финансового уполномоченного.  

Кстати, с 28 ноября 2019 года финансовый уполномоченный будет рассматривать споры, связанные со всеми видами страхования. 

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.