На дурака не нужен нож. В Петрозаводске рассылают сомнительную рекламу
Петрозаводск волна за волной накрывает рассылка странных листовок. Они призывают жильцов заключить договоры на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудовании. А в случае незаключения такого договора грозят пользователям газа чуть ли не карой небесной.
Нетрудно заметить, что листовка стилизована под официальное извещение, на ней даже есть какой-то левый штрих-код и серьезные ссылки на какие-то постановления правительства. Есть также угроза отключить газоснабжение, от чего, понятное дело, люди хватаются за сердце. И есть телефон «диспетчерской», куда предлагается звонить.
Ну что ж, давайте позвоним, раз предлагают. Набрав указанный номер, минут пять слушаю красивую музыку. Наконец ответила женщина. Она сообщила мне, что я попал в диспетчерскую, а она, соответственно, диспетчер. Сразу пытается выяснить у меня, как давно установлена газовая плита, какая у меня водогрейная колонка. Когда я перевожу разговор на извещение, заключение договора на обслуживание и ремонт, диспетчер начинает говорить как-то уклончиво и невнятно, как будто мимо трубки. Пытается уверить меня, что договор на обслуживание газового оборудования иметь необходимо и именно с ними, поскольку «у нас единая обслуживающая организация на весь Петрозаводск». Разговор стал еще менее внятным, когда я сказал, что вообще-то договор на обслуживание газового оборудования у меня заключен с «Горгазом». А когда я спросил, почему они грозят отключить газоснабжение и имеют ли они такое право, «диспетчер» поспешила закончить разговор и дала мне странный совет: «Не обращайте внимания на наше извещение…»
Напоследок я успел выяснить, что эта славная организация носит скромное название «Империя газа». Несложный поиск в сети показал, что компания «Империя газа» действительно существует в Петрозаводске, занимается торговлей газовым оборудованием, имеет соответствующие магазины. Есть страничка "ВКонтакте". Можно догадаться, что вся эта промоакция с листовками имеет целью побудить население к покупке у компании нового газового оборудования. И их грозное «извещение» – это просто рекламный маркетинговый ход.
Мои догадки подтвердили в юридическм отделе «Петрозаводскгоргаза», куда я позвонил следом. Там я узнал, что:
- Деятельность по техническому обслуживанию газового оборудования теперь не является лицензируемой. Поэтому любая контора «Рога и копыта» может сегодня предлагать гражданам такие услуги.
- Именно «Петрозаводскгоргаз» занимается газоснабжением города, а также обслуживанием и ремонтом абонентского оборудования. И эту работу мы, абоненты, регулярно оплачиваем.
- Отключить газоснабжение в квартире или в доме может только «Петрозаводскгоргаз», и никакие другие сторонние организации не имеют никакого права и возможности это сделать.
- Если внутриквартирное оборудование у вас установлено легально, имеется соответствующий договор с «Петрозаводскгоргазом» и вы регулярно платите по счетам, то волноваться вам не о чем: никто у вас ничего не отключит.
- Следовательно, все «извещения» от других компаний, навязывающие вам какие-то услуги, вы можете спокойно выкинуть в урну. Разумеется, если вам хочется и у вас много лишних денег, вы можете заключить какие-то договоры и получать по ним какие-то услуги. Но обязанности такой у вас нет.
Напоследок – пара «если бы…».
Если бы у нас адекватно работали правоохранительные органы, то, возможно, они обратили бы внимание, что форма и содержание «извещений», рассылаемых коммерческой компанией, могут ввести людей в заблуждение и заставить их приобрести и оплатить услуги, которые им не нужны. Мне кажется, попахивает тут мошенничеством, когда коммерческое предложение оформляют как официальное требование.
Если бы у нас адекватно работали надзорные органы, то, возможно, сама такая «реклама» по почтовым ящикам была бы невозможна. Регулированием рекламного рынка занимается Управление антимонопольной службы РФ по Республике Карелия. Оно могло бы объяснить бизнесу, что если по ящикам рассылаются рекламные листовки, то реклама должна быть добросовестной, а не рядиться под «извещение». А сами листовки также должны удовлетворять ряду требований Закона «О рекламе», и за нарушение этих требований предусмотрены довольно серьезные санкции…
Но это «если бы». В реальной жизни, вы понимаете, такие мелочи ответственных государственных служащих не волнуют, чем и пользуются коммерсанты. Сколько народу в Петрозаводске купилось на это «извещение», мы не знаем и никогда не узнаем. Коммерческая тайна.