Ценовая вольница: в пригородных автобусах «отпускают» цены
7 декабря правительство республики защитило программу «Безопасные и качественные дороги», в рамках которой Карелия получит до конца 2024 года 13,3 миллиарда рублей на приведение дорог в нормативное состояние.
Заместитель министра по дорожному хозяйству, транспорту и связи РК Виталий Спиридонов рассказал, что если сейчас только 32% региональных дорог соответствуют нормативным требованиям, то к 2024 году этот показатель должен составить 50%.
В рамках программы предусмотрено выделение 3 миллиардов рублей карельской столице, примерно по 500 миллионов рублей ежегодно. К концу 2024 года 85 % петрозаводских дорог должны лишиться ям, трещин и неровностей, чтобы соответствовать современным требованиям.
Сейчас этот показатель составляет около 50%. В 2019 году в Петрозаводске планируется отремонтировать мост на улице Кирова. Остальные аварийные мосты, движение по которым ограничено для троллейбусов, пока не вошли ни в одну из программ, и неизвестно, когда до них дойдет очередь.
Из 13,3 миллиарда рублей в 2019 году республике выделят только 1,187 миллиарда. Руководитель управления автомобильных дорог РК Виктор Россыпнов рассказал, что в 2019 году будут завершены работы по строительству дороги Великая Губа – поселок Больничный, что позволит организовать еще один маршрут к острову Кижи.
В следующем году строители должны отремонтировать 20 километров многострадальной дороги Петрозаводск–Суоярви, 46 километров дороги Шуйская–Гирвас, подъезд к водопаду Кивач и подъезд к Сегеже. Кстати, на то, чтобы дорогу Петрозаводск–Суоярви полностью привести в приглядный вид, потребуется три года.
Уже проведены необходимые конкурсные процедуры и определены компании, которые весной 2019 года готовы приступить к ремонту дороги в поселке Хийтола и привести в порядок подъезд к поселку Заозерный. Россыпнов сообщил, что в связи с многочисленными жалобами граждан в программу 2019 года вошел ремонт дороги в поселок Стеклянное Пудожского района. По его словам, за последние 10 лет дороги местного и регионального значения в Пудожском районе вообще не ремонтировались.
Впервые за долгое время в Пудожском районе появится асфальтобетонный завод. Подрядчик уже сообщил нам о намерении его там установить. На этой дороге есть школьные маршруты. Не менее трех километров мы сделаем. Торги уже проведены,
- сказал руководитель карельского управления автомобильных дорог.
С начала декабря по нечетным дням между Петрозаводском и Москвой начал летать лоукостер - авиакомпания «Победа».
- Самолет комфортабельный, «Боинг-737», большой вместимости до 200 мест, - отметил Спиридонов.
Помимо лоукостера, в российскую столицу можно улететь и рейсами, которые продолжает осуществлять авиакомпания «Сибирь». С 1 мая по 30 сентября 2019 года из Петрозаводска в Симферополь и обратно два раза в неделю будет летать самолет авиакомпании «Сибирь». Виталий Спиридонов отметил, что такое соглашение уже подписано.
Ведутся переговоры, чтобы в летний период организовать прямое авиасообщение между Петрозаводском и Сочи. В проекте – международный авиамаршрут Петрозаводск–Минск, о возможности осуществить который правительство пытается договориться с компанией «Белавиа».
Виталий Спиридонов рассказал и о перспективах развития авиасообщения в пределах республики. В настоящий момент ведется обследование посадочных площадок в Сортавале и Костомукше, чтобы определить стоимость их реконструкции. На 2019 год запланирована разработка проектно-сметной документации.
В 2016 году из-за аварийного состояния причала в поселке Шала был закрыт водный маршрут Петрозаводск–Шала. Возобновить его планируется не раньше 2020 года. На 2019 год запланировано проведение реконструкции причальных сооружений.
Если с дорогами и самолетами наметился явный прорыв, то с пригородным автобусным сообщением и без того критическая ситуация накалилась еще больше. В течение всего лета в нашу редакцию поступали многочисленные жалобы от граждан, которые не могли добраться до своих дачных участков, а затем вернуться домой из-за постоянных срывов автобусных рейсов.
По статистике, в Карелии нынешним летом срывалось 5-6% регулярных автобусных рейсов. Виталий Спиридонов сообщил, что сейчас срывается 10-12% пригородных рейсов.
Две государственные транспортные компании - «Карелавтотранс» и «Карелавтотранс-Сервис» - накопили огромные долги. По оценке замминистра, причина – в неэффективном управлении в 2015-2016 годах. Просроченная кредиторская задолженность достигла 53 миллионов рублей. Тяжелую финансовую ситуацию усугубляет и изношенный автобусный парк.
Виталий Спиридонов рассказал, что принципиально дальнейшую судьбу предприятий в правительстве должны решить до конца 2018 года.
- Видим мы несколько путей выхода из этой ситуации. Это и негативный путь, и позитивный, и нейтральный… В бюджете на 2018 год выделено порядка 15 миллионов рублей на погашение просроченной кредиторской задолженности «Карелавтотранса» перед заказчиками, по которым уже состоялись судебные решения. Это поможет немного снизить напряженность, - сказал заместитель министра.
По его мнению, необходимы кардинальные меры: либо приобретать для госпредприятий новые автобусы, либо полностью отдавать автобусные перевозки в частные руки, а «Карелавтотрансу» оставить только услуги, связанные с деятельностью автовокзала.
Спиридонов рассказал, что недавно один из частных перевозчиков «бросил» маршрут, связывающий Петрозаводск с селами Суйсарь, Пиньгуба и Заозерье. Сейчас этот маршрут обслуживает компания «Карелавтотранс-Сервис», но в усеченном варианте. Мало того, из 17 маршрутов, которые в этом году выставлялись на торги, по 16 маршрутам так и не нашлось перевозчиков. Другими словами, в течение долгого времени как минимум по 16 маршрутам вообще не ходят автобусы.
- Вы не боитесь, что в случае передачи автобусного сообщения в частные руки вы окончательно похороните пригородное автобусное сообщение в Карелии? – спросил журналист нашего портала у Виталия Спиридонова.
- Очень боимся, - ответил заместитель министра.
Он рассказал, что в 2019 году карельское правительство планирует полностью «отпустить» цены на пригородные маршруты. Предположительно, осуществить переход на нерегулированные тарифы предполагается к осени 2019 года. Это будет означать, что перевозчики смогут самостоятельно устанавливать такую цену за проезд, какую посчитают для себя экономически интересной.
Не приведет ли это к катастрофическому для небогатых жителей республике росту цен?
Рынок будет регулировать эти моменты. Если будет запредельная плата, то пассажиры рублем проголосуют за нелегального перевозчика,
- сказал Спиридонов.
Кстати, «голосование рублем» за нелегалов в Карелии идет полным ходом. В ситуации, когда рейсы постоянно отменяются, граждан приучили пользоваться услугами неофициальных перевозчиков. По оценке заместителя министра, 40-50 % автобусных пригородных перевозок сегодня осуществляют «нелегалы».
И все же во что может вылиться ценовая «вольница» для перевозчиков? Виталий Спиридонов попытался представить ситуацию таким образом, что для граждан ничего принципиально не изменится. Но он сам стал тут же себе противоречить:
Скорее всего цены вообще не изменятся. Они изменятся только в объективном выражении. Если в 2018 году перевозчики заключали контракты на поставку дизельного топлива по 38 рублей 50 копеек, то сейчас им поступило предложение на поставку дизельного топлива по 60 рублей 50 копеек.
Очевидно, что гражданам нужно готовится к серьезному удорожанию проезда в пригородных автобусах. Не исключено, что скоро будет дешевле долететь до Крыма, чем добраться из Петрозаводска до отдаленной карельской деревни.