Здания школы и детсада продали бизнесменам в Петрозаводске

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 5 мая в 2000 году

То, что 20 лет назад происходило на литейном заводе Акционерного общества «Петрозаводскмаш», специалисты справедливо называли технологическим шагом в будущее. Опытная отливка, которую тогда сделали на Литейном заводе, это, как говорили сами литейщики, шаг предприятия на 20 лет вперед. Во всяком случае ничего подобного ни здесь, ни где-либо на территории России (и даже СНГ) еще не делалось.

Технология, использованная в этом случае, была по-настоящему уникальна. Говорили об этом и прибывшие на завод специалисты литейного отдела Государственного научного центра НИИТМАШ, в том числе лауреат государственной премии, заслуженный деятель науки и техники РФ профессор Николай Александров:

«Высокопрочный чугун с шаровидной формой графита – это, действительно, материал, который еще до конца не изучен, и его потенциальные возможности с годами все больше и больше становятся востребованными».

Литейный завод «Петрозаводскмаша», по признанию приехавших специалистов, был уникальным производством на уровне мировых стандартов. Дело не только в готовности литейщиков к работе с новыми технологиями. Многие крупные детали тех же бумагоделательных машин или энергетических комплексов, которые невозможно изготовить никак иначе, как только отливкой, и не могли быть произведены нигде, кроме как в столице Карелии. Так что перспективы у предприятия были самые благоприятные.

Литье металла – это не просто работа, в этом есть что-то от искусства, считали на заводе. Это зависит от человека, который держит в руках стихию расплавленного металла.

«Здесь чувствуются прекрасные мастера, которые на высочайшем уровнем владеют литейной технологией, – отметил Евгений Ковалевич, доктор технических наук. – Поэтому они и могут отливать вот эти уникальные сложнейшие отливки, причем, из уникальных материалов».

Кстати, на днях на литейном заводе «Петрозаводскмаша» был изготовлен бюст маршала Жукова. Журналистам показали гипсовую модель, по которой изготавливалась отливка. Ну а сам памятник собирались в ближайшее время установить на площади Жукова, в районе улицы Московской и торжественно открыть ко Дню празднования 55-летия Победы, которое отметили в 2000 году.

В те годы мэром города был Андрей Демин, у которого складывались замысловатые отношения с системой школьного образования. То он накануне своих выборов на пост мэра провозгласил, что будет доплачивать отличникам, то, став мэром, учредил только платное школьное питание, то с воспитателями детских садов разошелся по принципиальным вопросам.

Одним из предвыборных обещаний мэра города, кстати, было окончание строительства школы по улице Лыжной на Кукковке. Само здание было уже почти построено, на это ушло немало средств из городского бюджета, и вот недавно жители, ожидавшие открытия уже 10 лет, узнали, что городская администрация продала готовое здание школы частным лицам.

Ко всякого рода строительству наш народ привык относиться трепетно. К такого рода долгостроям относились общественно значимые объекты – школы, поликлиники, больницы и детские сады. Один из таких долгостроев – школа на Кукковке.

Домоуправ соседнего со школой дома №28 по улице Лыжной Нина Николаевна Карачевская приехала сюда жить в 1986 году. Ее сыну тогда было три года:

«Мы надеялись, что он пойдет в первый класс в эту школу. Потому что строительство уже началось тогда. Но сейчас он заканчивает десятый класс, а школа – тю-тю!».

Причем «тю-тю» в те годы не только школа. Еще «тю-тю» детский садик, который был ровесником школы и стоял рядом с ней, и был продан одной из фирм под офис. Так же, как и школа, он был уже построен, полностью. На казенные деньги, на что стоило бы особо обратить внимание городских чиновников. То есть на деньги этих самых налогоплательщиков, которым и были нужны школы и больницы.

На школу или хотя бы на поликлинику долго надеялись все жители Кукковки, не имеющие в округе взрослой поликлиники вообще. И тут вдруг они узнали:

«Мы узнали, что это будет 64-квартирный жилой дом. Элитный дом».

Элитных домов в округе дома Нины Николаевны было выше крыши. И коттедж рядом был отстроен, и «Карелстроймеханизация» возводила краснокирпичный особняк под боком. И вот теперь школу перестраивали, заметьте – готовую школу. Под квартиры для частных лиц.

Классовой ненавистью менее удачливые по жизни граждане, в общем-то не мучились. Просто они силились понять что-то из туманной области прав налогоплательщиков и задавали при этом слишком много неприятных вопросов:

«Неужели у города не нашлось денег на то, чтобы пусть не школу, но поликлинику открыть. Если они такие бедные, могли бы бросить клич. Как говорится, с миру по нитке – нищему рубаху».

Вероятно, нищий – нищему рознь. У рубахи ведь тоже размеры разные. Смотря кто нищий: жители Кукковки или мэрия города Петрозаводска? Известно, что закончить строительство фирма «Нордстрой», которой городские власти продали школу, собиралась уже через год. Школу ждали дольше.

Домоуправительница и другие энтузиасты пытались выяснить у чиновников мэрии подробности: кто продал, за сколько, зачем и будет ли тут школа вообще. Но ответов они не добились. Хотя это значительно повлияло на их мнение о мэре, к которому они теперь стали относиться негативно:

«Был белый мэр, который строил все, что можно было построить. А сейчас какой-то черный мэр».

Примерно, так же мрачно глядел на жизнь бессменный за эти десять лет охранник школы, пес Тузик. Десять классов и коридор окончательно сформировали его как личность:

«Он выйдет на этот угол, где прожектор, сядет и воет!  Особенно, когда луна».

Местным жителям оставалось, видимо, учесть опыт Тузика.

Таким было 5 мая ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума – а что вы делали в этот день в 2000 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности здесь.