28 октября 2021, 08:00

Опасный пациент сбежал из психбольницы Карелии, что было не впервые

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 28 октября в 2001 году

Чрезвычайное происшествие приключилось ровно 20 лет назад в Карелии. Пациент психиатрической больницы Матросов покончил с собой. Он сбежал из лечебницы за месяц до этого. Его направили туда на принудительное лечение по решению суда. В конце 90-х годов он был осужден в Санкт-Петербурге за убийство. Журналисты сделали вывод, что выйти из больницы в Матросах легче, чем попасть в нее. Они подошли к окнам первого отделения республиканской психиатрической больницы, не встретив на своем пути ни одной живой души. Население отделения (73 человека на тот момент) состояло из двух категорий граждан. Одни были осуждены за различные преступления, признаны недееспособными и помещены в лечебницу решением суда на принудительное лечение. Другие (опять же по решению суда) были отправлены в Матросы на прохождение экспертизы на предмет вменяемости. Среди обеих категорий было много убийц или подозреваемых в этом преступлении.

Попасть внутрь отделения сложнее, чем просто подойти к его стенам. Путь преграждал охранник. Их в отделении было всего два, дежурили они круглосуточно. Для противостояния пациентам они могли использовать только газовые баллончики. Ни дубинок, ни наручников, ни тем более оружия у них не было. А слезоточивый газ, говорят, на людей с психическими расстройствами не действует. Из-за отсутствия финансов за полгода до этого Вневедомственная охрана расторгла договор с больницей. Так что преступников взялись стеречь сотрудники одного из частных охранных предприятий. В отделении работало 49 медсестер и санитаров. Соотношение женщин и мужчин – три к одному в пользу слабого пола. Палаты там были снабжены внушительными дверями с решетками, правда, замков на этих дверях не было – купить не на что. Довольно часто бывало так, что в отделении из персонала оставались одни женщины. Чем иногда и пользовались пациенты.

25 сентября осужденный за убийство угрожая ножом отобрал у медсестры ключи и был таков. В принципе, в ту ночь по окрестностям больницы могли разбрестись все пациенты незапертого первого отделения. Но к счастью, беглец покинул палату по-тихому. Невменяемый убийца бродил на свободе почти месяц, пока не свел счеты с жизнью. Судя по всему, пациенты больницы покидали самовольно это лечебное заведение довольно часто. По информации Пряжинского районного отдела внутренних дел, только за последнюю неделю таких случаев было два. К счастью, оба пациенты находились на излечение не в первом отделении, где содержались уголовники.

Первыми о побегах узнавали милиционеры Пряжи. И сразу приступали к поискам. На это отвлекались и силы, и средства и без того не слишком богатого РОВД. И.о.начальника этого отделения Сергей Панасюк пояснил: «В отношении жителей поселка Матросы, других рядом – у нас, к счастью, не было каких-либо случаев, чтобы им причиняли телесные повреждения. Но от этого ведь никто не застрахован. Раз социально опасными признаны люди, которые совершают побеги. Это вызывает большую озабоченность». Сотрудники РОВД решили написать в министерство здравоохранения с предложением скоординировать свои действия по охране РПБ в Матросах. Странно, что сам Минздрав до тех пор не был озабочен этой проблемой.

В Петрозаводске состоялся первый республиканский молодежный бал. На него были приглашены старшеклассники со всей Карелии. Накануне праздника в течение трех дней ребята изучали премудрости этикета и науку бальных танцев. Бал в наши дни многим напоминает затею из жизни аристократов. Однако, что удивительно – одиннадцатиклассники того времени чувствовали себя на балу уверенно. Судя по платьям и костюмам, в которых пришли на бал старшеклассники, сложно было представить, что они росли в эпоху американского кино, экстремальных развлечений, интернета и развитого сквернословия. От принадлежности к нашему времени у них не осталось и следа. Смокинги, начищенные ботинки, высокие прически, светские манеры. Все говорило о том, что этот вечер в жизни ребят – особенный. «На дискотеку мы пришли, потанцевали и пошли домой спать. А тут мы другие, здесь интересно во всяком случае», - говорила Маша Адамова из школы №43.

«На дискотеке, если ты потанцуешь с молодым человеком, он тебя не посадит на стул, не поклонится тебе. А тут это так приятно, что за тобой ухаживают», - вторила подруге Наташа Галимова.

Заместитель министра образования Елена Антошко, тогдашняя хозяйка бала, принимала приглашенных. Каждую пару громко объявляли, как это и было принято раньше на балах. Ребятам предстояло танцевать полонез и вальс, соблюдать этикет приглашения, чему их заранее научили. Удачное начало – залог того, что дальше все пойдет хорошо. Первый республиканский бал стал зарождением новой традиции. Не было сомнений, что они новому поколению необходимы. По мнению самих участников, здесь и чувства выше, и манеры тоньше. И люди на балах становятся красивее, уверяли старшеклассники.

Таким было 28 октября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.