30 августа 2019, 08:00

Невероятную рыбину в одиночку вытянул рыбак из Карелии

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 30 августа в 1999 году

Редкая удача выпала на долю рыбака из дачного поселка Салменицы ровно 20 лет назад. Огромный сом длинной около 170 сантиметров и весом почти в 30 килограммов был пойман на продольник в Шотозере. Это был первый подобный случай на памяти местных рыболовов. А по мнению ученых, возможно, на тот момент первый подобный экземпляр в нашей республике, выловленный за последние 50 лет. Вообще, этот вид рыбы крайне редок в Карелии. Сом встречается лишь на юге — в Северном Приладожье и в нескольких озерах в верховьях реки Шуя. Связано это с тем, что у нас не слишком подходящие условия для его размножения. Сом занесен в Красную книгу Карелии. Однако не относится к особо охраняемым видам, так что ловить его можно. Кстати, к удивлению коллег рыбаку удалось совладать с рыбиной и вытащить ее из воды в одиночку.

Рыбакам нужны лодки. А строили их тогда и старались продать по всему миру на нашем заводе «Авангард». В Петрозаводск прибыла официальная делегация из города Тельшяя (Литва). Возглавлял ее мэр города, с которым приехали советники и предприниматели. Деловито настроенная литовская делегация посетила наш судостроительный завод совсем не по причине официальной вежливости. Основное производство в Тельшяе — это перерабатывающая промышленность, сельское хозяйство и мебельное производство. Такие области, как судостроение, несмотря на близость Клайпеды и выхода в Балтику, были развиты слабее.

В свое время «Авангард» поставлял огромное количество судов в Клайпеду и снабжал Балтийский флот дорогими тральщиками. Но в конце 90-х многие суда, как например, рефрижераторный траулер, ценой в 2,5 миллиона долларов, литовским судовладельцам не по карману. Да и наш «Авангард» давно перестал соответствовать своему названию и маялся от резкого сокращения заказов. Этого было вполне достаточно, чтобы отказаться от глобальный затей и возобновить партнерство на более доступном для обеих сторон уровне. Так, например, рыбопромысловые суда и быстроходные яхты предлагались на суд делегатов прежде всего. Генеральный директор завода П.П.Михайлов сказал: «Мы надеемся, что наша продукция, такая, как небольшие лодки, стеклопластиковые типа «Кефаль», а также малые рыбопромысловые суда, которые мы сейчас начали строить для колхозов Карелии, должны заинтересовать литовских предпринимателей».

Очередная вспышка насилия на Северном Кавказе в августе 1999 года вновь напомнила о проблеме беженцев и вынужденных переселенцев. По статистике, поток граждан из России и сопредельных государств, вынужденных по тем или иным причинам искать новые места для жительства, в том числе и в Карелии, не ослабевал. Миграционная служба Республики Карелия была создана за пять лет до этого, в 1994 году. За это время за помощью к ней обратилось 2708 человек (данные к началу августа 1999 года). Все они подпадали под статус «вынужденных переселенцев». «К ним относятся граждане России, - пояснил руководитель Службы И.П.Фадеев. - То есть любой гражданин РФ, находящийся на территории государства не российского, то есть в странах бывшего СНГ, имеет право претендовать на статус вынужденного переселенца. Это связано с тем, что, к сожалению, после распада Советского Союза, появились некоторые притеснения русскоязычного населения». Оказавшись в России, в Карелии в частности, и обратившись в миграционную службу, человек, испытавший притеснения у себя на родине, здесь мог рассчитывать на поддержку: «Мы предоставляем временные возвратные ссуды для приобретения или строительства жилья. Дальше мы приобретаем жилье, так называемый спецжилфонд, и выплачиваем единовременное денежные пособие».

Правда, не все переселенцы оказывались в нашем северном краю вынужденно: «В Туркмении подписано соглашение, и мы не рассматриваем этих людей, которые оттуда едут к нам, как «вынужденных переселенцев». Потому что существует определенный механизм, который дает им возможность продать там жилье и беспрепятственно пересечь границу, существуют определенные таможенные льготы. С этими людьми мы не работаем». Основной поток граждан России, живших в странах СНГ и приехавших к нам не по своей воле, шел из Казахстана и Эстонии. Другая категория людей, находящихся в поле зрения миграционной службы — беженцы. Обычно это люди, не имеющие никакого гражданства. Со всеми этими обездоленными в республике работали всего 23 сотрудника. А в районах Карелии не было ни одного представительства службы. «Те люди, которые приезжают в районы, не в достаточной степени информированы. Поэтому они к нам не обращаются», - объяснил Фадеев. Летом обращений в Миграционную службу республики стало меньше. Если в 1998 году было подано 250 заявлений, то в 1999 ожидалось около двухсот. Но это не означало, что беженцев и вынужденных переселенцев не станет вообще. На Кавказе снова стреляли, а значит, работы у небольшого коллектива Миграционной службы прибавилось.

Таким было 30 августа ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.

Фото: udilka.su