09 февраля 2024, 08:00

Многолетнюю традицию сменил спорный эксперимент: реакция Карелии

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 9 февраля в 2004 году

В 2004 году выпускникам средних школ Карелии впервые не пришлось писать выпускное сочинение 1 июня. Вместо этого им в мае предстояло сдавать Единый госэкзамен по русскому языку. В те годы было много споров о том, возможно ли оценить знания языка с помощью теста. И даже сами специалисты высказывали разные мнения на этот счет.

Одиннадцатиклассники признавали, что давно так упорно не занимались родным языком. ЕГЭ по русскому их напугал. Им предлагалось выполнить 32 задания. Тем, кто рассчитывал на высший балл, нужно было успеть сделать все. Многие ребята говорили, что предпочли бы писать сочинение: «Когда видишь несколько вариантов ответа, то начинаешь сомневаться – то или другое выбрать».

Декан филологического факультета ПетрГУ Александр Дворецкий сожалел, что сочинение кануло в лету. Нынешние тесты напоминали ему игру «Кто хочет стать миллионером?»

«Наши выпускники плохо говорят, плохо пишут, - сказал он о школьниках. – А теперь вообще не будут ни говорить, ни писать. Совсем». Впрочем, кое-что от старого доброго сочинения в ЕГЭ осталось. В третьей части теста школьникам нужно было написать рецензию на предложенный текст. Александр Дворецкий привел довольно комичный пример одного из текстов, указывая на то, что он совершенно не подходит для взрослых подростков, которым по 17 лет.

В карельском министерстве образования о почившем сочинении не жалели. Так забот хватало – 19 января нужно было провести пробный экзамен, в апреле второй, а к маю подготовить 8 тысяч бланков с заданиями и 200 экзаменационных комиссий.

«Давайте прежде всего признаем, что экзамен в прошлой форме, в форме сочинения давно уже не был ни тайным, ни экзаменом и не «сочинением». Потому что сборники «Сто лучших сочинений» можно было купить на каждом шагу. У нас были факты, и они не единичны, когда ребята просто заучивали тексты из этих сборников»,

сообщил Анатолий Кармазин, заместитель министра образования РК.

Так что будущие выпускники зубрили подзабытые правила, а их родители тратили огромные деньги на репетиторов. Ребята постеснялись рассказать, какие это суммы. «Если весь мир переходит к тестированию, к подобному экзамену, то разве это плохо, что и мы к нему присоединились? Если весь мир уже пришел к этому, то вполне естественно, что и Россия присоединиться ко всему миру», - сообщила Светлана Фоменко, учитель русского языка в школе. Как заявил министр образования РФ Владимир Филиппов, в 2006 году выпускники будут сдавать все школьные предметы в форме Единого государственного экзамена.

В Детской художественной школе ровно 20 лет назад состоялось открытие выставки Александра Харитонова. Он ушел из жизни в 1993 году, но несмотря на это на любой выставке актуального искусства его работы выглядели современно.

Работы Харитонова из семейной коллекции художника в Детской художественной школе были представлены неслучайно. Когда-то Александр Павлович в ней преподавал. А ученики ДХШ, по словам ее директора Александра Белоусова, не слишком хорошо знали творчество Харитонова. Воспитанники школы занимались в те годы в основном акварельной живописью. Отсюда и подборка работ для экспозиции – лишь акварели Харитонова.

«Очень интересная гамма цветов, очень насыщенный цвет. Мне нравится, приятные оттенки. Сами цветы столько придают настроения», - поделилась наблюдениями ученица школы.

Акварели и коллажи Александра Харитонова – уникальное явление в искусстве Карелии. В них независимая авторская позиция, философское начало, диалог предметов, пространств, времен и блистательная техника исполнения. В серии работ, посвященных Валааму, художник сумел выразить трагическое ощущение времени. В городских пейзажах активный насыщенный цвет создавал ощущение необычного напряжения.

«В моей жизни было несколько таких эпохальных личностей, которые очень повлияли на мою судьбу, - поделилась художница Виктория Зорина. – Одной из них был Александр Харитонов. Именно он дал мне почувствовать, что такое искусство. Что при помощи изображения можно много что сказать о себе, о моем отношении к миру. И главное – он помог мне выбрать место учебы! Мухинское училище в Санкт-Петербурге». Отметим, что сам Харитонов в свое время тоже закончил это училище.  

«Постоянный творческий поиск этого художника, который стоит на очень высоком профессионализме», - отметил директор ДХШ Александр Белоусов. Именно поэтому у руководства художественной школы возникла идея учредить премию имени Харитонова. И в 2004 году ее вручили Юрию Воеводе за серию акварельных листов на пленэре.  

Таким было 9 февраля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2004 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. // фото freepik.com