Много хорошего надежного электричества подарили дорогам Карелии
На карельском участке Октябрьской железной дороги ровно 20 лет назад собирались сдавать в эксплуатацию новую тяговую подстанцию. Что должно было стать последним шагом в электрификации ОЖД.
Оборудование для новой тяговой подстанции в «Карелэнерго» ждали пять лет. Специалисты заверили, что оно очень компактное и несложно в эксплуатации. Инженер ЮКЭС ОАО «Карелэнерго» Сергей Рой провел небольшой ликбез, все показал и рассказал. Станция была отечественного производства. Ее запуск позволил завершить огромную многоступенчатую работу – электрификацию всей ОЖД. Что было экономически выгодно. Если, к примеру, для перевозки грузов по железной дороге требовались тонны дизельного топлива, то использование при этом электроэнергии было в десятки раз дешевле. А еще надежнее.
«Питание осуществляется в петрозаводской ТЭЦ. Две линии по 110 киловольт. При отключении любой из них у нас остается питание через другую линию. Так что надежность питание, трансформаторов тяговой подстанции здесь очень высокая»,
- заверил Сергей Рой.
На строительство подстанции и оборудования потратили около полумиллиона евро. По словам представителей «Карелэнерго», игра стоила свеч. По их подсчетам, затраты окупятся примерно через год. Об этом говорил начальник группы подстанций ЮКЭС Олег Ананьев: «Данная подстанция дает возможность буквально в ближайшее время пустить электричку по железной дороге. От Мурманска до Питера».
Ожидалось, что первая электричка по данному маршруту будет запущена уже в начале декабря. Во всяком случае, для этого сотрудники «Карелэнерго» сделали все необходимое.
...В музее «Кижи» открылась выставка «Наследие Карелии», посвященная 25-летию экспедиции по изучению памятников деревянного зодчества республики. Среди экспонатов были множество фотографий, кино- и фотокамеры, которыми тогда велась съемка. На фото – участники экспедиции, которых было около пятидесяти. А также церкви, дома, амбары – всего 5555. Многие из этих строения к 2005 году уже не существовали, их уничтожило время или огонь.
«Состоявшаяся 25 лет назад экспедиция предшествовала постановлению Совета министров РСФСР, по которому должны были в течение пятилетки быть приведены в порядок все памятники деревянного зодчества в сельской местности России. Это единственная, не только в истории после революционной, но и дореволюционной истории попытка сохранить самую самобытную и самую хрупкую часть нашего наследия»,
- рассказал Вячеслав Орфинский, инициатор, академик, научный руководитель экспедиции 1979-1980 гг.
В планах экспедиции была вся Карелия, территории Мурманской и Архангельской областей. Некоторые из обнаруженных объектов впоследствии попали на территорию острова Кижи. Кстати, именно под эгидой именно этого музея и проводились исследования.
«Музей-заповедник «Кижи» — это музей деревянного зодчества, - напомнила Людмила Шилова, заместитель директора музея. – Он был задуман, как музей, представляющий материальную и духовную культуру трех народов Карелии, вообще – всей Карелии. Именно так он был задуман. И в 1972 году у него был генеральный план, по которому музей должен был выстроить свои архитектурные и этнографические сектора, которые бы и рассказали о культуре трех народов».
К 1979 году экспозиция музея под открытым небом была практически укомплектована. Но в увеличении коллекции трех народов музей все же был заинтересован. Поиски были затруднены не только плохими дорогами и старыми автобусами, от которых то и дело отваливались колеса и бензобаки, но и тем, что большинство из исследованных ранее деревянных построек уже не существовало.
«Мне нужно было проводить, как мы говорили, «совет в Филях». Собираемся с вечера, думаем – куда мы едем завтра. Или там у аборигенов узнаем, как попасть в то или иное село. Нам иногда сразу говорили – этой деревни нету, там полдома стоит. Вот такое уже. Уже делать там нечего», - вспоминал Борис Бойцов, начальник экспедиции.
Многое из изученного 25 лет увидеть уже не удастся в живую. Только посетив выставку. Например, некую церковь, которую уничтожил пожар, теперь можно увидеть только на фото. Все, что показали на выставке, либо было разрушено, либо находилось в плачевном состоянии. Какова их дальнейшая судьба – никто не мог сказать. Участники экспедиции надеялись, что этих «тяжело больных» еще удастся вылечить.
27 ноября – День рождения выдающегося полководца Георгия Жукова. Маршал Советского союза, который выиграл Великую Отечественную войну, родился в 1896 году. Много лет подряд день рождения героя отмечали любители бега из клуба «Айно».
Участники отмечали праздник на бегу, с песнями под гармонь: «Эх, помирать нам рановато!» Владимиру Миронову не то, что помирать – болеть рано. Он каждый день и летом, и зимой бегал босиком. Что такое поликлиники и больничные – не помнил. В клубе любителей бега Владимир Владимирович не был единственным экстремалом. От Дома офицеров и до площади Жукова члены клуба бегали каждый год, а вот почему выбрали именно эту дату и именно этого героя войны – уже вспомнить не смогли. Но традиция сложилась и жила долго. Так было и в 1995 году, так было и в 2005. И будет впредь, пока носят ноги – говорили участники пробега. Кстати, бег трусцой – единственный вид физической культуры, которым можно заниматься до глубокой старости.
Таким было 2 декабря ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2005 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.

