В Карелии серьезно сократили стоимость железнодорожных перевозок
На железнодорожной станции Свирь, которая располагается на границе Карелии и Ленобласти, ровно 20 лет назад торжественно встретили первый пассажирский состав на электрической тяге. До того момента электровозы ходили только до станции Лодейное поле.
Реконструкция железной дороги – плод совместной работы путейцев, энергетиков и строителей. Она позволила значительно улучшить экологическую обстановку в республике и сократить стоимость перевозок. В диспетчерской на станции Свирь ощущалось волнение – ведь там впервые принимали состав на электротяге, да и телевидение приезжает нечасто. Для удобства пассажиров там менее чем за месяц построили две новые пятисотметровые железобетонные платформы и уложили новые пути. Реконструкция станции началась в 2002 году, в конце 2004 она начала принимать грузовые составы на электротяге, и вот наступила очередь пассажирских поездов.
Это стало этапом разработки участка Медгора-Свирь. Проделанный объем работ был для республики колоссален и важен для экономики. Прибытие скорого поезда №16 «Москва-Мурманск» на электротяге ознаменовали перерезанием красной ленточки, которую установили прямо на путях. Особо отличившихся на строительстве отметили грамотами. На этом работы не закончились: «Полностью электрификацию участка Медгора-Свирь с построением подстанции и контактной сети, планируется закончить на декабрь 2005 года», - сообщил Игорь Тотиев, и.о.начальника ПО ОЖД. То есть с начала 2006 года все поезда от Мурманска через Карелию до СПб и Москвы собирались двигаться уже на электротяге.
...В урочище Сандармох в Медвежьегорском районе был открыт Казацкий крест, посвященный убитым сынам Украины. Также в Центре национальных культур состоялась презентация книги «Сандармох», изданной Обществом украинской культуры «Калина».
Название книги, как и место установки памятника, конечно, выбрано было неслучайно. Сандармох – место массовых расстрелов. Там в 1937-38 годах было уничтожено около семисот репрессированных украинцев. В новом издании был приведен пофамильный их список. Также туда вошли стихи, воспоминания родных, комментарии историков. В книге рассказывается и о Казацком кресте, который был изготовлен в Кондопоге из гранита Назаром Билыком и Миколой Малишко.
«Эта книга посвящена истории создания памятника украинцам, которые были расстреляны в годы Сталинских репрессий», - сказала Лариса Скрипникова, председатель КРОО «Калина».
Это общество своей целью ставило объединение диаспоры, создание условий для развития украинской культуры. Сотрудники общества вложили много сил в то, чтобы такая книга была напечатана. Но без добрых людей, без спонсоров издание вряд ли увидело бы свет. Тираж ее был мал – всего 500 экземпляров.
«И памятник строился исключительно на пожертвование украинцев и не только – людей всего мира, - отметила Лариса Скрипникова. – И это важно не только для меня, но и для всего нашего общества». Книга выполнила еще одну важную задачу – объединила представителей украинского народа во всем мире. В Карелию на открытие памятника приехали представители украинских диаспор из Америки и других стран.
В седьмой раз состоялась Кижская регата. Более двадцати участников соревновались на кижанках – традиционных лодках жителей Заонежья. Известный в тех краях лодочный мастер Николай Васильевич Судьин к тому моменту изготавливал такие лодки уже пятьдесят лет. И своих секретов не выдавал. Говорил, что строить или шить кижанки – настоящее искусство. Он считал ее устойчивее, чем другие лодки: «Она груза больше берет. И волны не боится. И под парусом идет, и с мотором хорошо, и на веслах. Самая хорошая лодка!»
По словам мастера, как и любая серьезная работа, строительство кижанок суеты не терпит. А если в нее не вкладывать душу, то хорошая лодка получится вряд ли: «Лодку ведь можно сшить быстро – и плохо. Лучше подольше, но хорошо!» Кижанка была почти в каждой семье, которые проживали в Кижской волости. Такая лодка идеально подходит для весьма суровых погодных условий Онежского озера. И может принять на борт до десяти человек.
Перед началом гонки на воду спустили челнок. Он был старше кижанки и как бы благословлял регату. А стартом считался самым эмоциональным моментом соревнований – вот послушайте, как азартно улюлюкают. За гонкой внимательно наблюдали судьи. Как в любом виде спорта, у этой регаты свои правила. За их невыполнение участника могли отстранить от гонок. Организатор Кижской регаты Юрий Наумов сказал: «У кижанки было до трех пар весел, поэтому разрешается иметь столько весел и до трех человек в лодке». Кстати, в гонках участвовали не только кижанки. Любовь Башкирова с внуком были участниками регаты с 2000 года, причем, на разных лодках. На этот раз решили попытать счастья на так называемой «пряжинке». Организаторы считали, что, основав семь лет назад Кижскую регату, они не изобрели велосипед, а скорее возродили традицию: эти гонки – наше культурное наследие. Как и знаменитые Кижские звоны! И в 2005 году они сопровождали регату от начала и до конца. Победил в регате экипаж Валерия Иванова, его лодка пришла минут на пять раньше остальных. Кстати, в том году регата стала международной, и один из главных призов вручили гостю из Финляндии.
Таким было 11 августа ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2005 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.