В Карелии громко сообщили, что памятники зодчества обязуются ценить

Международный день охраны памятников отмечают 18 апреля. В Карелии в двухтысячные годы насчитывалось более 4 тысяч объектов историко-культурного наследия, и нельзя сказать, что все они находились под неусыпной заботой власти. Но власть обещала исправиться. Об этом говорили на пресс-конференции в Министерстве культуры РК. Ценность именно этого репортажа, наверное, в том, что на видео остались те самые памятники, которые сегодня в Петрозаводске выглядят совсем иначе.
В наибольшей опасности находятся деревянные постройки: церкви, часовни, просто старинные здания. Одного такого город лишился в 2002 году – свидетельством тому был пустырь на месте сгоревшего Дома колхозника на улице Гоголя. Специалисты волновались, что та же участь ожидает другие деревянные строения в центре Петрозаводска. Например, бывшую Детскую поликлинику №1. Многие не думали о том, что это памятник исторического наследия. Относились как к ненужной «деревяшке», которая портит вид в центре города.
Чтобы сохранить то, что еще не сгорело и не развалилось, создали программу «Русский Север». В Министерстве культуры Карелии подсчитали, что только на деревянные исторические постройки (не считая Кижского ансамбля) необходимо 60 миллионов рублей ежегодно. Но если федеральные власти пожалуют хотя бы половину суммы – все обрадовались бы.
«Для нас это очень важная программа, - рассказывала Антонина Камирова, заместитель министра. – На протяжении года шла работа. Эти вопросы рассматривались на уровне России, на коллегиях в министерстве. Республика Карелия там очень хорошо представлена».
Однако, когда сталкиваются экономические и культурные интересы, порой отстоять наследие очень сложно. Ученые тогда одержали победу: было решено, что деревня Панозеро заслуживает статуса Памятника исторического наследия. А значит, ей не грозит строительство Белопорожской ГЭС, о чем ученые не могли говорить без горечи. Выступал в министерстве академик Вячеслав Орфинский. Если исчезнет культура – исчезнет и жизнь. Ученые пытались донести эту мысль до слушателя. Чтобы этого не случилось, заниматься своими памятниками должен сам народ. Вот только нет инструкций, как втолковать народу эту простую мысль.
...Предприятие «Карелавтотранс» получило 8 новых автобусов. Ключи и документы от машин водителям вручил тогдашний Глава Карелии Сергей Катанандов. До Петербурга, а также до Пудожа, Питкяранты, Медгоры и Сегежи стало возможным доехать с комфортом.
Один из самых опытных водителей предприятия Валерий Елюшенко за годы своей работы успел поездить на всех марках автобусов, которые колесили по дорогам Карелии. Икарусы, ЛиАЗы, ЛАЗы. Купленную технику он похвалил. Это были автобусы с завода Голицыно – совместное с фирмой «Мерседес» предприятие. Поставил их к нам Торговый дом «Русские автобусы». Купили технику на деньги бюджета республики, пришлось найти 37, 5 миллиона рублей. Сергей Катанандов признал, что выкроить сумму было нелегко: «Доходы сейчас поступают лучше, чем мы планировали. Поэтому мы смогли такую покупку сделать. И зарплаты выплатить. Хотя проблем хватает».
Вручая ключи и документы, Глава Карелии напомнил, что ответственность за межрайонные перевозки лежит на республиканской власти, и она от этой ответственности не отказывается. На предприятии сообщили, что вскоре получат еще семь машин, и смогут закрыть все рейсы, обеспечить лето нормальной работой. Приближался дачный сезон.
«Диалог». Так назвали совместную выставку карельские и финские художники. Она открылась в Музее изобразительных искусств. Это вторая часть большого проекта, а первая была представлена в городе Сало (Финляндия).
Совмещение несовместимого. Диалог стилей. Спор художественных направлений. Все это чудом ужилось в одной экспозиции. Куратор выставки Анита Дункерс сказала: «Это диалог разных материалов. Разных способов мышления. Разных образных представлений о жизни. Разных тракторов различных жизненных явлений». Художник Владимир Зорин представил свою известную инсталляцию – Теплицу. Это был уже второй вариант работы. Первый загадочным образом украли на выставке в Финляндии (мы об этом рассказывали в нашей рубрике). На восстановлении Теплицы ушло два месяца. Все елочки пришлось вырезать заново и оклеить пленкой. Владимир Зорин не унывал: «Что поделать – искусство требует к себе внимания. А поскольку мне это нравится, приходится затрачивать время».
Словно застывший момент времени выглядела инсталляция двух финских художниц. Это были воспоминания о войне. В жизнь одной семьи она вошла настолько внезапно, что людям пришлось бросить все и срочно, не успев снять с веревки белье, покинуть свой дом. «На этих фотографиях реальные люди, и есть предметы, принадлежащие им. Мне кажется, это грустная инсталляция. Но ничего не поделать – такое уж сложное было время, о котором рассказывает эта работа», - рассказала Яана Саарио, художница из Финляндии.
Совершенно разных авторов, которые представили на выставке свои работы, объединило одно. По словам искусствоведов, они ярко, нестандартно выражали себя в искусстве и талантливо вели диалог со зрителем.
Таким было 25 апреля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2005 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.