29 октября 2023, 18:59

«Кто будет возмущаться — справки не выдам!»

Как теперь получить справку о зарегистрированных в квартире лицах, или Путешествие во времени

Текст и фото: Хельга Белянцева

Сейчас модно ностальгировать по советским временам. Обычно вспоминают бесплатные медицину, образование и мороженое за 20 копеек. Но если вдруг кому-то захочется совершить «путешествие во времени» и вспомнить, каково было стоять в знаменитых очередях, которыми также славился тот период отечественной истории, попробуйте получить справку о зарегистрированных в вашей квартире лицах. Тем более, что выдают их тоже совершенно бесплатно. 

Недавно мне пришлось пройти эту процедуру. Расскажу, как это было.

Этой осенью я решила продать свою квартиру. Поскольку я знала, что придется брать справку о том, кто прописан на моей жилплощади (раньше она называлась «Справка о составе семьи по форме 9»), меня заинтересовало сообщение исполняющей обязанности главы Петрозаводска Инны Колыхматовой о том, что у Паспортной службы, где еще совсем недавно этот документ можно было получить за 10 минут за небольшую плату, эти полномочия отняли. Об этом писал портал «Петрозаводск говорит».

«Цифровые технологии не стоят на месте и активно входят в нашу повседневную жизнь, дают возможность электронного взаимодействия по совершенно разным вопросам и направлениям, — написала 4 сентября на своей официальной странице и. о. сити-менеджера. — ...Под потребности пользователей изменилось и законодательство. С января этого года передача данных от органа, ведущего регистрационный учет, не предусмотрена законом. А с августа в связи с переходом на новое программное обеспечение  это и технически стало невозможным. В итоге в связи с отсутствием актуальной информации Паспортная служба сегодня не имеет возможности формировать базу данных и, соответственно, выдавать справки».

 

 

Эти вселяющие веру в технический прогресс слова Инна Колыхматова дополнила памяткой, из которой можно узнать, в какие учреждения теперь нужно обращаться за адресно-справочной информацией. Из нее следует, что выдача справок о регистрации граждан по месту жительства теперь производится бесплатно исключительно в отделе по вопросам миграции УМВД по г. Петрозаводску.

Когда на мою квартиру нашлись покупатели, риелтор посоветовала мне незамедлительно отправляться туда, чтобы подать заявление на получение справки, так как оформляют ее в течение 10 дней. Она объяснила, что вместо 15 уволенных работников Паспортной службы теперь выдачей таких справок занимается один человек на весь наш город с 235-тысячным населением.

В первый раз я решила попытать счастья 12 октября и отправилась в ОВМ УМВД Петрозаводска. Теперь это подразделение располагается в большом и красивом недавно отремонтированном здании на улице Кирова. 

 

 

Я пришла туда к началу приема граждан в 9:30. В коридоре к этому времени стояли и сидели около тридцати человек. Как позже выяснилось, часть из них подавали документы на выдачу паспорта, но их принимали в том же кабинете, что и людей, пришедших за справками. Сотрудница учреждения, стоявшая в коридоре и консультировавшая граждан, объяснила, что прием ведется в порядке живой очереди или можно взять через терминал талон на 26 октября, чтобы только подать заявление. Не имея в своем распоряжении столько времени, я решила занять очередь в 114 кабинет. На его дверях есть информация о времени приема граждан: понедельник, вторник, четверг, пятница, с 9:30 до 11:00. Среда — неприемный день. 

 

 

Я пришла в четверг, но, простояв в очереди около часа, заявление на выдачу справки подать не смогла. Параллельно с людьми из живой очереди по времени вызывали тех, кто был заранее записан. Примерно в 10:20 выглянула сотрудница и сказала, что ровно в 11 часов прием по живой очереди она заканчивает и до часу принимает только тех, кто по записи. Интересно, что технически есть возможность получить талон в живую очередь, но всем говорили, что талон брать не надо, просто занимать. Одна девушка подошла позже, взяла талон, ее сперва пригласили через электронное табло, уже в кабинете поняли, что она только что взяла талон и прошла перед теми, кто занимал раньше, и отказались обслуживать. Можно представить, насколько вся эта неразбериха нервировала людей.

 

 

В следующий раз мне удалось пойти за справкой в понедельник, 16 октября. Теперь я была умнее и пришла за 40 минут до начала приема — в 8:50. Ровно в 9 начинается выдача номерков в двух терминалах, и к этому времени на улице уже выстроилась приличная очередь. Когда всех пропустили в здание, я попыталась, как и в прошлый раз, занять очередь, но оказалось, что за это время порядки изменились и теперь в живую очередь необходимо брать талон. Тут тоже пришлось понервничать, поскольку в какой-то момент оба терминала отказались работать. К счастью, вскоре их удалось вновь запустить. Получать талоны гражданам помогала сотрудница учреждения. 

Перед началом приема людям объяснили, что вызывать всех будут устно по номерам талонов, несмотря на наличие электронного табло. Все вновь полученные номера просто «прогоняли» через табло и просили не обращать на это внимания. Тем, кто пришел и взял талоны позже, все это объясняли в очереди.

 

 

Однако, несмотря на возмущенные высказывания граждан о новых порядках, в целом прием по такой «усовершенствованной» системе проходил спокойнее. В результате на этот раз мне удалось попасть на прием и подать заявление, потратив на это полтора часа в общей сложности.

 

 

Мне выдали номерок на получение справки на 26 октября, с 15 до 16 часов. Придя за 10 минут до назначенного времени, я вновь обнаружила толпящуюся перед кабинетом очередь. Узнав, кто последний, дождалась начала приема. В 15 часов выглянула сотрудница и сообщила, что тем, кто за справками, и тем, кто за паспортами, надо занимать две отдельные очереди. Снова началась неразбериха. Люди стали выяснять, кто за чем, и спешно выстраиваться друг за другом с разных сторон 114 кабинета. 

 

 

Некоторые особо «хитро…сочиненные» товарищи воспользовались ситуацией и заняли очередь по новой у самых дверей. Те, кто стоял перед ними, передвинулись в конец. Здоровенный мужик, пришедший одним из последних, пользуясь тем, что сдвинуть его с места не представлялось возможности, прочно утвердился в дверях кабинета, не скрывая своих намерений оставить позади тех, кто занимал раньше. Дальше пытались пристроиться те, кто за ним занимал: «Что же, теперь им в хвост идти?». Удивительно, как обошлось без драки… 

Накал страстей достиг апогея. Люди возмущались и бардаком, царящим в учреждении, и поведением своих сограждан. «Видела бардак, но такого...», «Отдайте эти функции обратно в Паспортную службу!», «Для чего вам выделили такое большое здание?», «Зачем все это придумали?», «Цель всего этого — чтобы мы почувствовали себя гражданами РФ!». 

В этот момент та самая сотрудница, которая выдает справки на весь город, громогласно рявкнула: «Кто будет возмущаться — справки не выдам!» Очередь притихла, как расшалившиеся школяры после окрика учителя. Надо отдать должное этой достаточно молодой женщине: она обладает завидной стрессоустойчивостью, сохраняет в этой накаленной обстановке позитивный настрой и чувство юмора. Лично мне страшно представить себя на ее месте. 

Несмотря  на отсутствие порядка, выдача справок проходит гораздо быстрее, чем подача заявлений. Даже пропустив поневоле вперед пару-тройку граждан, влезших без очереди, примерно через двадцать минут я уже получила на руки заветный документ.

Как говорится, все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Как там писала Колыхматова? «Под потребности пользователей меняется законодательство»? Складывается впечатление, что наше государство придумывает все новые способы, чтобы унизить своих граждан, и даже разумные законы может извратить до предела...