03 ноября 2019, 20:40

Электрификация всей Карелии: деньги заплатили, свет не получили 

В деревне Викшица живут, как в старину: без света, без дороги, но с верой в доброго царя

Отсутствие электроэнергии и бездорожье… Для десятков деревень и поселков Карелии XXI века это, как и сто лет назад, главная проблема. «Лампочка Ильича» до сих пор не осветила будни жителей деревни Викшица Кондопожского района. Между тем Любовь Володина еще в начале 2018 года заплатила в ПАО «МРСК Северо-Запада «Карелэнерго» немалую для семьи пенсионеров сумму, чтобы цивилизация пришла в дом, который они с супругом построили в Викшице. С тех пор компания даже успела сменить название, но светлее в доме Володиной не стало. 

В деревне Викшица нет зарегистрированных жителей, но и умирающей ее не назвать. Здесь продаются земельные участки, постепенно появляются новые жилые дома. В деревне, рассказал супруг Володиной Андрей Макаров, более двух десятков домов. Развитие деревни тормозится отсутствием электроснабжения и жуткой дорогой, которая в весенне-осеннюю распутицу становится почти непроезжей. Подъезд к Викшице — это всего 10 километров пути, которые последние десятилетия оказались один на один с разрушительными силами природы. Природа победила. 

На протяжении нескольких лет семья обивала пороги Карелэнерго, чтобы получить доступ к заветной электроэнергии. Параллельно Любовь Володина обращалась и в правительство Карелии, и в Законодательное собрание РК. В 2017 году она получила официальный ответ из ЗС РК: дескать, Министерство ЖКХ и энергетики совместно с Карелэнерго ведет работу по корректировке программы развития электроэнергетики в Карелии. В рамках этой корректировки обещали решить проблему с электроэнергией в Викшице. 

В сентябре 2017 года жители деревни направили коллективное обращение в ЗС РК, в котором просили помочь в решении проблемы электроснабжения деревни. Обращение подписали два десятка человек. Граждане отмечают, что ближайшие электрические сети находятся в 3-4 километрах от деревни. По словам Володиной, граждане получили классический бюрократический ответ: дескать, вопрос на контроле. Правда, контроль этот, как обычно, оказался безрезультатным. 

В январе 2018 года случилось чудо: несколько граждан, имеющих в деревне дома, заключили договоры с ПАО «МРСК Северо-Запада» на осуществление технологического присоединения для энергоснабжения жилых домов. Согласно договору, через год, в начале 2019 года, свет должен был появиться в доме Любови Володиной. ПАО «МРСК Северо-Запада» обязалось построить линейное ответвление высоковольтной линии электропередачи на деревянных опорах. Точка присоединения должна была находиться на расстоянии 25 метров от границ участка заявительницы. 

Любовь Володина, как было предусмотрено договором, внесла стопроцентную оплату — 17,5 тысячи рублей. Супруги с надеждой стали ждать наступления 2019 года, когда в их деревенский дом должен был прийти свет. 

Увы, несмотря на официальный договор и давным-давно оплаченный счет, до сих пор нет  никаких признаков, свидетельствующих о том, что энергетики хоть что-то сделали для электроснабжения деревни. В начале 2019 года вместо долгожданного электричества супруги получили ответ из ПАО «МРСК Северо-Запада», где говорилось, что подведение электроэнергии в деревню Викшица не попало в инвестиционную программу: 

"Сетевая организация самостоятельно не имеет права изменять перечень объектов строительства в инвестиционной программе… Выполнение мероприятия по договору №34-00077П/18 от 31.01.2018 года со стороны сетевой организации возможно за счет средств инвестиционной программы в 2020 году. ПАО «МРСК Северо-Запада» надеется на понимание сложившейся ситуации, поскольку принимает все возможные меры для осуществления технологического присоединения".

Откровенно говоря, звучит издевательски. Если не считать, что граждан обязали сразу внести полную стоимость работ по техприсоединению, следов других титанических усилий незаметно.

- Никто, мне кажется, ничего не собирается делать. Мы деньги внесли, на этом разговор с нами закончили, - возмущена Любовь Володина.

Естественно, супруги стали вновь осаждать кабинеты власти. Ничего утешительного они там не обнаружили. Скорее наоборот. За подписью заместителя министра строительства, ЖКХ и энергетики РК Павла Банковского пришел ответ, что мероприятия по заключенному с Володиной договору перенесены на 1-й квартал 2021 года. К этому моменту истечет срок действия технических условий, который составляет всего 2 года.  

Редакция нашего издания получила официальный ответ из Россети Северо-Запада (ПАО "МРСК Северо-Запада" в июне 2019 года перешло "на новую бренд-архитектуру" и сменило наименование). В ответе сказано, что дом Володиной расположен "в местности, где абсолютно не развита энергетическая инфраструктура, и ее нужно возводить с нуля".  В компании подробно перечислили объем работ, который необходимо выполнить. К тому же обратили внимание на конфликтную ситуацию с Министерством природных ресурсов и экологии Карелии. 

-  Поскольку ЛЭП должна пройти через земли лесного фонда, нужно вырубить 17,4 гектара леса. Требуется разрешение Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия. Для упрощения процедуры техприсоединения электросетевая компания планировала воспользоваться возможностью строительства ЛЭП на земельном участке, находящемся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов... На запрос о выдаче такого разрешения Минприроды ответило отказом. Электросетевая компания намерена оспаривать это в суде, - сказано в ответе.

В компании отметили, что Володина заплатила за техприсоединение 17,5 тысячи рублей, а электросетевой компании "в этот крупный инвестиционный проект предстоит вложить 26,7 миллиона рублей". 

В ответе сказано, что энергетики не отказываются от своих обязательств. Правда, нет ни слова о том, когда конкретно в Россетях Северо-Запада приступят к их исполнению. На ребрендинг, который затеяли энергетики, лишние деньги наверняка найдутся. Кажется, для компании, в которой государству принадлежат 88% в уставном капитале, сменить название на более благозвучное важнее, чем провести электроэнергию в карельские деревни.   

Любовь Володина рассказала, как в социальных сетях вела переписку с главой РК Артуром Парфенчиковым. 

- Он отвечал, что передаст наши обращения министру по дорожному хозяйству, транспорту и связи Кайдалову. Мы пытались решить не только проблему с электроснабжением, но и с ремонтом подъездной дороги к Викшице. Мы с мужем записались на прием к Кайдалову. Он нам открытым текстом (муж свидетель) сказал, что получил задание от Парфенчикова не принимать дороги в собственность республики, - сказала Любовь Володина.

- Кайдалов действительно сказал, что есть распоряжение Парфенчикова не принимать дороги на баланс республики. Он мотивировал это тем, что в Викшице никто не прописан. Я ему говорю: дескать, что изменится, если я пропишусь? Он ответил, что ничего, - продолжил рассказ о встрече с министром Андрей Макаров.  

Если верить Володиной, глава Кончезерского сельского поселения Алексей Нефедов нашел в бюджете деньги, чтобы оформить документы, необходимые для передачи подъездной дороги к деревне в республиканскую собственность. Она долгое время значилась как «бесхозный объект». Однако передать дорогу не получилось. Нам удалось связаться по телефону с Алексеем Нефедовым, чтобы узнать о судьбе подъезда к Викшице. Глава поселения отреагировал на простой вопрос о судьбе дороги, которая так волнует граждан, крайне болезненно:

- Я не буду комментировать эту информацию. Всего доброго, - сказал Нефедов и бросил телефонную трубку.

Когда представители муниципальной, самой приближенной к гражданам, власти позволяют себе столь странный стиль общения, отказываясь отвечать на самые важные для граждан вопросы, то поневоле начинаешь понимать настроение людей, которые эту власть уже не то что не уважают, а просто терпеть не могут. 

- Я еще раз направила официальный запрос в МРСК Северо-Запада, чтобы мне ответили, какие ведутся работы по нашему договору. Я направила официальный запрос Кайдалову. Я жду официальных ответов, и с этим мы поедем к президенту! - в отчаянии сказала Любовь Володина.

Я не стала разочаровывать свою собеседницу. Сколько таких обращений к президенту можно было бы собрать по всей России! Один человек не в состоянии контролировать каждый столб в заброшенных деревнях огромной страны. Но когда атрофированы остальные органы власти, людям остается только, как в дореволюционные времена, идти с челобитной к царю...        

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.