15 сентября 2018, 08:00

Депутаты карельского парламента попытались выступить против власти

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 15 сентября в 1998 году.

Результатом дефолта и последовавшей паники населения ровно 20 лет назад стали пустые прилавки. И астрономические цены на оставшиеся еще продукты. Впрочем, подобная ситуация сложилась не только в магазинах, но и на оптовых базах. Буквально неделю после дефолта на оптовых продуктовых базах города было столпотворение. Скупалось все и по любой цене. Но время прошло, товары закончились, и наступило затишье. Причин тому было несколько.

Во-первых, оптовики попросту не могли закупить товар. Общаясь в основном с фирмами из Москвы и Питера, они в столицах обнаружили лишь закрытые склады. Не доверяя не только рублю, но и своенравному доллару, многие фирмачи вложили свои деньги в товар — так спокойнее. И закрыли его на питерских и московских базах. Во-вторых, скачки цен и народная паника разрушили обычную цепочку товар-деньги-товар. В сентябре 1998 года не выгодно было поставлять продукты даже по максимальной цене. Оборота не было, каждая последующая оптовая поставка выходила дороже прежней. Повышать же торговую наценку было уже невозможно, выше некуда, да и у народа уже не осталось денег, чтобы все это покупать. Поэтому оптовики и подсчитывали убытки. Особенно туго пришлось поставщикам фруктов. Понятно, что в страхе перед надвигающимся голодом народ вложил деньги в муку, сахар, консервы, спички и соль — было не до яблок. В результате девальвации рубля и всех сопутствующих процессов многие мелкие поставщики разорились. А это означало монополизацию и новый скачок уже искусственных цен.

Хорошо понимая, что самим из такой ситуации не выпутаться и боясь гнева населения, которое власти на местах не могли защитить от финансовых потрясений, чиновники и депутаты в Карелии настолько осмелели, что покусились на самое святое – на власть российскую. В Законодательном собрании республики депутаты поименным голосованием выразили поддержку инициативе депутатов Госдумы России о начале процедуры отрешения президента России от власти. Депутату от Карелии Ларисе Злобиной было рекомендовано голосовать за импичмент президента. Если помните, никакого импичмента не произошло. А после дефолта пришлось еще очень долго зализывать финансовые раны.

Запасти продуктов мечтал в сентябре 1998 года каждый. Поэтому так важно было отвоевать свою зарплату, которая обесценивалась на глазах. Вот и долг по зарплате работникам железнодорожного транспорта составлял два месяца. Обычно с ними расплачивались через банк «Балтийский». И вот грянул день, когда в одном из филиалов этого банка начали выдавать долгожданную зарплату. Вы просто не можете себе представить, что там началось! Банк брали штурмом. «Люди давят друг друга, чтобы попасть!», - сокрушались на улице те, которые не смогли войти внутрь. «Люди зайти не могут, но и выйти не могут», - стояли так плотно друг к другу, что было просто не протиснуться.

«До такой степени друг на друга напирают, что вообще. Тут женщина орала таким голосом, нечеловеческим», - рассказала молодая девушка. Долг по зарплате пришелся как раз на время, когда все счастливчики, имеющие хоть какие-то деньги, покупали продукты. Работники железной дороги решили, что они тоже хотят есть, поэтому очередь занимали с утра, и к пяти вечера, когда приехала съемочная группа, получили деньги очень немногие. Почему-то из нескольких филиалов банка работал только один — на Первомайском, и деньги выдавала только одна касса и только один кассир. Пробиться внутрь журналистам так и не удалось. Во-первых, народ окружил дверь плотной стеной, а во-вторых, охрана банка была против, чтобы выставляли напоказ такое безобразие. Об индексации июльских денег и отпускных за август никто и не думал, все мечтали отвоевать хоть что-нибудь.

Таким было 15 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности