Автовладельцы Петрозаводска вздохнули с облегчением на новой трассе
В середине сентября произошло знаковое событие в жизни Петрозаводска ровно 20 лет назад. В строй была сдана объездная дорога сообщением Петрозаводск-Суоярви. Строительство этого объекта имеет долгую предысторию. Переговоры о начале строительства длились дольше, чем само строительство. Идея проложить объезд принадлежит бывшему мэру города Сергею Катанандову. Строилась дорога с 1995 по 1999 годы. Затяжные переговоры между городской администрацией и Территориальным дорожным фондом в 1990 году объяснялись тем, что дорога — объект изначально муниципальный. А Дорожный фонд городские дела не финансирует, исключая разве что плановые десятипроцентные отчисления. Как бы то ни было, приняв во внимание важность дороги с точки зрения экологической, экономической и географической, Дорфонд пошел навстречу. И в 1995 году несколько подрядных организаций приступили к работе.
За 4 года в дорогу вложили 30 миллионов рублей. Проведен огромный объем работ — земляных, инженерно-сетевых, коммуникационных и работ по благоустройству. Кроме таких моментов, как источники финансирования, на срок работ повлиял и сбор налогов, в противном случае торжественное открытие объездной трассы мы бы отметили гораздо раньше. В те годы председателем Госкомитета РК по строительству, эксплуатации и содержанию дорог был В.А.Корниенко, которого гораздо позже разыскивали в связи с заведенным на него уголовным делом. Он сообщил: «Встал следующий вопрос. В то время налогооблагаемая база Территориального дорожного фонда имела, мягко скажем, бледный вид. Наша задолженность перед подрядными организациями составляла порядка 100 миллионов. И наши подрядные организации не имели заработной платы порядка пяти месяцев. Надо было руководителей предприятий заставить платить дорожный налог. Безусловно, одним руководителям дорожной отрасли с этой проблемой было не справиться».
Этот осмотр заказчиками и подрядчиками объекта можно назвать генеральной репетицией, торжество назначили на завтра. И уже после этого на новой дороге было открыто официальное автодвижение. Впрочем, автовладельцы новую дорогу уже «обновили». Дабы сократить число аварий на крутом повороте, дорожники не только поставили знак с ограничением в 40 километров, но и положили «дорожных полицейских», то есть асфальтовые валики, тормозящие движение (тогда это было в новинку). «Они установлены для того, чтобы снизить скорость. Потому что мы живем с вами в России, стоит знак — 40 километров, а еще мы дорогу не сдали, а уже было 2 ДТП на этих участках», - сообщил Альбек Гиззатулин, заместитель Корниенко, осужденный на шесть лет по делу о взятке, злоупотреблениях, нецелевом расходовании средств и причинении ущерба государству, правда, по другим стройкам. Сами дорожники называли валики «лежачими сотрудниками ГИБДД» и очень надеялись, что у всех автовладельцев с ними не возникнет конфликтов.
В Петрозаводске продолжалась перерегистрация граждан ближнего зарубежья, временно проживающих на территории нашего города, к которой они отнеслись с
пониманием. Сразу после терактов в российских городах вышло постановление карельских власти о документальной проверке всех приезжих, особенно с Кавказа. Всего по городу, согласно данным паспортистов, подлежало перерегистрации 260 человек. Более, чем половина из них уже прошли детальную проверку, как выражались сами сотрудники паспортно-визовой службы, в «целях просеивания». Те, кого «просеивают» не обижались. Считали, что без этого сегодня не обойтись:
-Думаю, в такой ситуации это необходимо. Меня это не оскорбляет, конечно, нет.
-Ну как относиться? В такой ситуации, я считаю, что это нужно. Почему это должно оскорблять? Мы тут тоже живем. Мало ли что... Где гарантия, что там, где я живу, этого не случится?
На перерегистрацию, проверку документов, цели приезда или пребывания в Карелии паспортной службе отвели срок — неделю. Служащие работали здесь без обеда и выходных. А клиенты и сами были так сознательны, что столпотворения в коридорах удалось избежать.
Таким было 21 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?