Власти, опасаясь теракта, прошлись по всем подвалам Петрозаводска
В самом начале сентября в России в разных городах (Москва, Буйнакск, Волгодонск) прошла серия терактов, в которых в общей сложности пострадало около двух тысяч человек. Во всех городах страны, в том числе в Петрозаводске, началось осуществление профилактических мероприятий, с помощью которых власти пытались предотвратить трагические события, подобные произошедшим в Москве.
С утра подразделения гражданской обороны проводили штабные учения, коммунальные службы города обследовали здания, находящиеся в их ведении. Сотрудники ЖЭУ №2 обследовали чердаки и подвалы центральных кварталов города. Такая же работа шла во всех районах и называлась «приведение коммунальных служб города в состояние повышенной готовности». «Нам поручено проверить все подвалы и чердаки, подполья, - сообщила главный инженер Л.В.Казанцева, - чтобы все было закрыто на замок». Работа эта для коммунальщиков обычная. За подвалами, особенно в центре, следили постоянно. Однако перекрыть доступ в них на 100% практически невозможно.
Тем более, что с наступлением холодов нежилые помещения превращаются в обитаемые. «Много у нас людей без определенного места жительства, и они, естественно, с наступлением холодов пользуются подвальными помещениями. Срывают замки. Хочется обратиться к нашим квартиросъемщикам, чтобы они не были равнодушны к нашим проблемам. Так как это касается не только нас, но и их тоже», - посетовала инженер. Квартиросъемщики общие проблемы понимают. Для них слежка за подвалами и бомжами — тоже дело обычное. «Такого, чтобы мы дежурили, такого нет. Просто мне доверили сейчас летом. А потом кто с дачи приедет, я им передам ключи, они тоже будут закрывать все. У нас подвал закрытый», - сообщила пенсионерка Валентина Михайловна.
Управление по делам ГО и ЧС Петрозаводска в течение всего дня проводило специальные учения руководителей подразделений городской администрации и предприятий. Отрабатывались вопросы взаимодействия при ликвидации последствий катастроф, подобным московским. Начальник управления С.Д.Димитриев заявил: «К сожалению, это возможно в любом населенном пункте. Уберечь дом, уберечь школу, детское заведение могут только жители этого дома, усмотрев за тем, кто приходит в этот дом». В качестве профилактических мер прежде всего рекомендуется усилить бдительность в охране особо опасных объектов. Или в местах присутствия большого количества людей. «Усиление пропускного режима во все учебные заведения, вообще — на все объекты. Это одна из первых мер. Смотреть, кто входит в подъезды, кто подходит к дому, что он несет. Никогда люди за этим не смотрели. Стоят машины, годами брошенные или вновь оставленные бесхозными. Смотрите за этими машинами! То есть надо совершенно по-другому посмотреть на себя, на свой дом, на свой двор, на свой город», - предупредил Димитриев. Граждане бдительности не теряли.
Валентина Михайловна, например, держала ухо востро: «У нас квартиру какой-то арендатор взял. И все унитазы, ванны они почему-то все сняли, и теперь кто там и что эксплуатирует, даже не знаем. И вчера мне соседка звонит — боимся теперь с этими терактами, кто у нас на первом этаже? Может, в милицию позвонить? Но боюсь, там посчитают меня глупой». Однако милиция в те годы глупыми такие звонки вовсе не считала. Да и сегодня правоохранительные органы вам только спасибо скажут, если вы сообщите о своих подозрениях.
Жители Петрозаводска рисковали в 1999 году остаться без троллейбусов. И дело не в том, что в Троллейбусном управлении возникли какие-то новые проблемы. Просто сам парк машин был изношен. А на ремонт нужны средства, которые не выделяла городская администрация.
В Петрозаводске 103 троллейбуса. Из них меньше 90 могли ежедневно распахивать двери перед горожанами. Остальным не позволяло это делать их техническое состояние. Для того, чтобы столица Карелии не осталась без экологически чистого муниципального транспорта, ТУ взяло на себя несвойственные ему функции. В малоприспособленном помещении недостроенного депо на Комсомольском проспекте был организован цех капитального ремонта кузовов. Раньше новую жизнь выработавшим свой ресурс троллейбусам давали в Вологде. Делать это на месте стоило уже в два раза дешевле — около 250 тысяч рублей. К сожалению, помещение, в котором можно было бы производить не только ремонт кузовов, но и подвески, и двигателей, находилось в недостроенной части производственного корпуса. Заказчиком строительства являлась городская администрация. Она же финансировала работы. Но финансировала так, что строители из-за долгов грозились уйти с объекта.
Начальник ТУ А.В.Афанасьев грустно отметил: «На последней встрече с Андреем Юрьевичем Деминым (мэр Петрозаводска. — Прим.ред.) было заверение, по крайнем мере, что данный объект, то есть троллейбусное депо, будет достроено. Я надеюсь, что так и произойдет». Но точной или хотя бы приблизительной даты — когда это произойдет — названо не было. В троллейбусном депо продолжали довольствоваться тем, что есть, и надеяться на лучшее. Например, на то, что город сможет себе позволить хотя бы десяток новых троллейбусов. «Сейчас прорабатываем вопрос о поставке продукции нашего карельского региона — щебня, пиломатериалов, а также поставлен вопрос о наших трелевочниках. В обмен на троллейбусы», - мечтал Афанасьев о том, что если горожанам повезет, то наступление третьего тысячелетия ознаменуется в Петрозаводске появлением новых троллейбусов и завершением строительства нового депо для них.
Таким было 17 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?
Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.
Фото: zamki24spb.ru