07 августа 2014, 08:35

На рынке водных перевозок на Кижи грядет монополия?

Как собственники делят судно на подводных крыльях.

События, которые развернулись утром 22 июля на петрозаводском причале, прошли мимо карельской прессы. Принадлежащая судоходной компании ООО «КарелияФлот» «Комета-7» была оккупирована сотрудниками ЧОПа и доставлена на территорию Петрозаводскмаша. В настоящие момент рейсы на остров Кижи осуществляются только судами ООО «ТК Кижское ожерелье», а деятельность единственного конкурента, которому принадлежа одна комета, оказалась парализована. Нам удалось получить комментарии от главных участников конфликта.

Новая метла комету смела

За несколько дней до операции, связанной с визитом на судно сотрудников охранного предприятия, на одном из карельских интернет-сайтов была опубликована позиция генерального директора «КарелияФлот» Алексея Кузьмицкого, который в июле нынешнего года занял директорское кресло и рассказал о зреющем конфликте.

В марте 2013 года бывший директор ООО «КарелияФлот» Анна Прушинская заключила с ООО «Экскурсионное бюро Карелия», где она также является директором, договор аренды судна на подводных крыльях  «Комета-7» сроком на пять лет. По оценке Кузьмицкого, ежегодная арендная плата в размере 1 миллиона рублей для «КарелияФлот» была крайне невыгодной. Он настаивает, что Прушинская «злоупотребила доверием» и нанесла компании материальный ущерб.

Кузьмицкий сообщил, что обратился в правоохранительные органы с заявлением о возврате судна, которое, по его версии, Анна Прушинская не желала отдавать. Видимо, не дождавшись  реакции правоохранительных органов, Кузьмицкий решил действовать самостоятельно. Он привлек частное охранное предприятие и отогнал комету на временную стоянку.

Мы попытались связаться с Кузьмицким, который с прессой общается через менеджера отеля «Карелия» Анной Саволайнен. Она сослалась на занятость Алексея Кузьмицкого и пояснила, что все, что он хотел сказать, он сообщил в своих комментариях, опубликованных в интернете. При этом Анна Саволайнен не смогла нам пояснить, находится ли в настоящий момент комета в руках Кузьмицкого, как он к этому относится и доволен ли тем, что судно больше не выходит в рейсы.

Заметим, Алексей Кузьмицкий в прошлом возглавлял транспортную компанию «Кижское ожерелье», входящую в турхолдинг «Карелия» и находящуюся в зоне влияния известного в Карелии предпринимателя Вячеслава Смородина.  

На абордаж

Анна Прушинская тоже не нашла времени, чтобы лично пообщаться с журналистом. Чувствовалось, что история с «Кометой-7» ей крайне неприятна. Она отказалась комментировать обвинения Кузьмицкого в свой адрес, но прислала письменное описание произошедших событий, экземпляр которого, по ее словам, направлен в правоохранительные органы.

По версии Прушинской, 22 июля события разворачивались стремительно. Около 9 утра на теплоход «Комета-7» прибыли облаченную в черную униформу сотрудники охранного предприятия «Лидер» и удалили с судна экипаж. У теплохода были разбиты три иллюминатора в среднем салоне по правому борту. Правда, до сих пор не ясно, кто конкретно  их разбил.

Руководители охранного предприятия пояснили, что действуют по поручению гендиректора ООО «КарелияФлот» Алексея Кузьмицкого. По версии Прушинской, прибывших на место ЧП сотрудников транспортной прокуратуры, петрозаводского линейного отдела МВД России на транспорте и инспекции государствненого портового контроля на «Комету-7» не пустили. Анна Прушинская сообщает, что «распоряжение сотрудникам охранного предприятия о недопущении на судно инспекторов государственного портового контроля было отдано лично Кузьмицким, который прибыл на причал и на судно после 12 часов и лично руководил действиями сотрудников охранного предприятия». 
В районе часа дня «Комета-7» удалилась от причала и направилась в сторону Соломенного.

По мнению Анны Прушинской, у арендатора, то есть у ООО «Экскурсионное бюро «Карелия» был незаконно изъят теплоход.

Нам удалось переговорить с карельским транспортным прокурором Романом Хульчуком, который лично был в разгар конфликта на причале. Он рассказал, что и его, и сотрудников полиции без проблем пропустили на борт теплохода для осмотра судна.

Роман Хильчук считает, что речь идет о конфликте между «двумя хозяйствующими субъектами», которые следует решать в арбитражном суде. В настоящий момент, рассказал он, полиция проводит проверку.  

По неофициальной информации из правоохранительных органов, на судне помимо выбитых иллюминаторов имелись и другие технические проблемы. Осталась только выяснить, какая из сторон конфликта пошла на сознательное причинение вреда судну.     

Конфликт нужно решать в арбитраже

Нам удалось встретиться с еще одним главным действующим лицом этой истории — Петром Берниковым, руководителем туристической компании «Русский Север», учредителем судоходной компании «КарелияФлот» и одним из владельцев «Кометы-7».

Как объяснил Петр Берников, компанию «КарелияФлот» учредили он и питерский предпринимателем в равных долях. В этом году предприниматель из Питера, владеющий 50% акций компании, продал свою долю Алексею Кузьмицкому. Берникова убедили отказаться от услуг Анны Прушинской в качестве директора компании и ООО «КарелияФлот» возглавил Кузьмицкий. «Было сказано на общих встречах, что Алексей Иванович опытный человек, флотский человек, он все знает, и, если компании не хватало технического менеджмента, то он во всем быстро разберется», - объяснил Берников.

Петр Берников, который является таким же полноценным собственником «Кометы-7» как и Кузьмицкий, отнюдь не считает, что договор аренды судна с «Экскурсионным бюро «Карелия» был заключен на кабальных условиях.
- У нас был заключен  договор аренды без экипажа. То есть «КарелияФлот» получала чистыми, не неся никакой финансовой нагрузки, порядка 1 миллиона в год. Весь ремонт, заправка, зарплата экипажа, покупка запчастей были возложены на экскурсионное бюро «Карелия». Мало того, экскурсионное бюро приобрело два двигателя, один из которых был установлен на Комете-7. Фактически, так как у кометы два двигателя, одно из сердец принадлежало экскурсионному бюро. Без этого двигателя комета не смогла бы ходить, - рассказал Берников.

Он настаивает, что договор аренды с экскурсионным бюро действующий, а Кузьмицкий вывел судно «силовым методом». «Имущественные споры должны рассматриваться только в одном месте — в Арбитражном суде», - сказал Петр Берников.

Как объяснил ему компаньон, теплоход поставлен на технический осмотр и в ближайшее время теплоход вернут. «Понятно, что нам никто не собирается его отдавать. Теплоход будет стоять. Я имею смелость предположить, что Кузьмицкий действует в интересах турхолдинга «Карелия», - считает учредитель «КарелияФлот». По его мнению, на сегодняшний день действия Кузьмицкого наносят «КарелияФлот» материальный ущерб, так как теплоход вместо того, чтобы зарабатывать деньги, стоит на приколе. В общем, вместо арбитражного суда теплоход взяли на абордаж.

На приколе              

«До последнего времени туристов на Кижи возили две судоходные компании — «КарелияФлот» и «Кижское ожерелье», - сказал Берников. Конечно, тягаться с компанией «Кижское ожерелье», флот которой состоит из 6 теплоходов, никто не собирался, но конкуренция на рынке пассажирских перевозок тем не менее присутствовала.

«В середине навигации забирать теплоход, ставить его на берег и не давать работать, - я считаю, это позиция неконструктивная», - уверен Петр Берников. Он рассказал, что предлагал Кузьмицкому решить спорные моменты после завершения навигации.

Есть ли смысл уничтожать компанию, которая на половину тебе принадлежит? Петр Берников высказал предположение, что убирая с рынка единственную «не свою» комету, турхолдинг «Карелия» переводит на себя весь туристический поток, следующий на остров Кижи. Он считает, что такие действия логически оправданы.

Устранение с рынка судоходной компании «КарелияФлот» породило слухи о возможном подорожании билетов до острова Кижи, которые уже сейчас сделали музей-заповедник недоступным для большинства карельских семей. Шутка ли: за визит на остров семья из трех человек должна выложить 7,5 тысяч рублей. Это стоимость недельного отдыха в Европе на одного человека. Если билеты подскочат в цене еще выше, то чудо-остров будет доступен только для богатых москвичей и расточительных иностранцев.

- Может ли быть принято решение по повышению проезда до Кижей?
- Теоретически это возможно, - считает Берников.
- Какие ваши прогнозы на будущее развитие конфликта?
- Я верю в счастливое будущее, - улыбнулся директор «Русского севера». - Я свои предложения Кузьмицкому сделал, пока тишина, пока молчание.
- Вы готовы свою долю продать?
- Конечно.
- И такое предложение вы уже сделали?
Петр Берников утвердительно кивнул. «Я человек, у которого мысли направлены на работу. У меня не вызывают удовольствие судебные тяжбы. У меня есть туристическая компания, у меня есть судоходная компания. Мы каждый день принимает туристов, работы хватает», - заметил он.

Остается только добавить, что 1 августа мы обнаружили «Комету-7» на территории «Петрозаводскмаша» и было не заметно, что она готовится в ближайшее время выйти в рейс.