В формате гостеприимства. Что будет с правительственной гостиницей?
13 марта на торгах по продаже 100 процентов акций правительственной гостиницы ООО «Гостеприимство», расположенной в центре карельской столицы, случилась сенсация местного значения. Гостиницу приобрел совсем не тот человек, которому она «предназначалась», и совсем не по той цене, по которой ее планировали продать. Именно так многие восприняли факт продажи гостиницы почти на 9 миллионов рублей дороже изначальной цены (рост на 40%), владельцем которой после упорных торгов стал известный карельский предприниматель Александр Лукьянов.
«Да ладно, он приобретал не для себя. Вот увидите, там никакой гостиницы не будет или собственник скоро сменится», - пытались убедить меня те, кто наблюдал за аукционом. Я не нашла ничего лучшего, как встретиться с Александром Лукьяновым, которого попросила рассказать, что он собирается делать со своей многомиллионной покупкой.
- Эти слухи меня удивляют, потому что более прямолинейного человека, чем я, наверное, нет. Когда я что-то покупал не для себя? Когда я кого-то "обслуживал"? Это же очевидный бред. Я не принадлежу ни к какой политической группировке. Это все знают, - возмутился бизнесмен.
Он признался, что, если бы журналисты не раздули скандал вокруг продажи правительственной гостиницы, он бы ее ни за что не купил. Потому что просто не узнал бы о том, что она продается.
- Только благодаря сообщениям в прессе такие люди, как я, далекие от политики, узнали, что правительство продает гостиницу. Уже после того как о продаже раструбили газеты, моя помощница долго не могла найти официальную информацию о проведении торгов. Информация была так искусно спрятана, что человеку «со стороны» ее было не отыскать. Но если бы не было реальных торгов, то государство не получило бы дополнительно 9 миллионов рублей. Я понимаю, что, вложив 30 миллионов рублей в камнеобработку, я получил бы большую доходность. Но каждый день видеть мрачный ангар с пилами и серый, черный траурный камень — это не для меня. Всегда проще заниматься тем, что тебе самому нравится,
- сказал Александр Лукьянов.
Несмотря на то что в его бизнес-арсенале гостиницы до недавних пор не было, Лукьянов уже перестраивает модель управления своей сетью кафе и баров, чтобы «вписать» туда новое приобретение.
- Не исключено, что нам придется создать свою небольшую туристическую компанию, которая будет заниматься приемом гостей. Для этого у нас теперь все есть – и гостиница, и предприятия общепита, где можно организовать качественное, недорогое питание, - сказал Александр Лукьянов.
Он намерен кардинально поменять внутренние ритмы, по которым существовало ООО «Гостеприимство» со стопроцентным государственным капиталом. «Достанется» и внешнему облику гостиницы, который активно не устраивает Александра Лукьянова.
Внутренняя «начинка» гостиницы нового владельца вполне устраивает. Капитальный ремонт здания делали финны, славящиеся отменным качеством работы. Несмотря на то что прошло много лет, финская сантехника, электрика, трубы – все, вплоть до выключателей, находится в хорошем состоянии.
В этом плане нам повезло. Я сам люблю небольшие отели, где чувствую себя максимально комфортно. «Гостеприимство» – как раз такая гостиница. Это мой формат. Мне бы хотелось, чтобы в мою гостиницу люди хотели возвращаться. Мы не будем соревноваться с отелями самого дешевого сегмента, работающими на поток. Но и «загибать» цены не собираемся. У гостиницы наработана неплохая клиентская база постоянных гостей, которую мы хотим не только сохранить, но и расширить,
- рассказал Лукьянов.
Планируется в корне изменить ценовую политику. Стоимость номеров будет зависеть от сезона, наполняемости отеля и спроса на номера. Для постоянных клиентов разработают систему специальных скидок.
- Если мы видим, что человек на протяжении многих лет хранит верность гостинице «Гостеприимство», мы постараемся проявить к нему максимальную лояльность. Смена собственника не должна отразиться на наших постоянных гостях. К этим людям будет особое отношение, - заметил предприниматель.
Что изменится во внешнем облике «Гостеприимства»? По словам бизнесмена, в следующем году полностью перестроят внутреннюю зону приема гостей. Реконструкции подвергнется стойка ресепшн, появится небольшой лобби-бар, где гости отеля смогут провести переговоры и просто отдохнуть. Все номера постепенно обновят, заменят мебель, шторы, элементы декора.
Самая затратная часть грядущих перемен – это облупившийся фасад здания, которое давно требует новой «косметики». Здание, уверен Александр Лукьянов, с архитектурной точки зрения весьма интересное, оно достойно не только косметического ремонта, но и отдельной подсветки. Владелец гостиницы готов вместе с петрозаводской администрацией взяться за обновление фасада:
Мы готовы взять на себя часть работ по фасаду, сделать благоустройство, выложить брущаткой тротуар, закупить подсветку для здания. Мы можем покрасить первый этаж, но не в состоянии взять на себя косметический ремонт всего здания.
По его мнению, привести в порядок к 100-летию Карелии здание, где жило немало известных в республике и за ее пределами людей, - дело чести для городской власти.
Александр Лукьянов полностью солидарен с теми, кто убежден, что не дело государства содержать гостиницы:
- Государству нужно срочно избавляться от подобных объектов, так как реальной прибыли от них все равно не добиться. Во всяком случае, до тех пор, пока они находятся в государственной собственности. Наемные работники никогда не будут трудиться на все сто процентов.
Он не скрывал, что столкнулся, если говорить очень мягко, с крайне неэффективной системой управления. Раздутый управленческий аппарат – это полбеды.
- Здесь никто вообще не привык деньги считать. Я спрашиваю: сколько реально стоит завтрак? Никто не знает. Мало того, это никому не интересно. Руководство себе регулярно премии выписывает, но одновременно экономит на освещении, напор воды сделали поменьше. Все поставлено с ног на голову. Видеонаблюдение вроде есть, но не работает. Вентиляцию никто не проверял. В самое интересное время - с 12 до 14 часов - администратор уходит на обед. Комендант час прогуливается, чтобы купить батарейки. И так во всем. Я первый раз столкнулся с государственным предприятием. Причем не самым плохим. И пришел в ужас! - сел на своего «конька» Лукьянов.
При этом он уверяет, что большинство работников гостиницы – прекрасные, добросовестные люди, работу которых нужно просто правильно организовать:
Собрали первое собрание. Я дал свой телефон и телефоны помощников. Объяснил, что по срочным вопросам я доступен 24 часа в сутки, по несрочным – до 23.00. Сразу объяснил, что не нужно бояться со мной общаться напрямую. Нам нужна скорость прохождения сигналов. Если есть проблема, ее нужно решать, а не ждать, пока она рассосется сама собой.
Об Александре Лукьянове часто говорят как о человеке с непростым характером и непредсказуемой реакцией. Он действительно въедлив, замечает любую мелочь, может легко поставить в тупик.
Вопрос на засыпку: должен ли владелец гостиницы проверять чистоту пылесоса, если горничная мучается с техникой, не желающей всасывать пыль? Для Лукьянова такой дилеммы не существует. Заодно он убедился, что женщина не знает, с какой стороны открывать непослушную технику.
Возможно, поэтому у Александра Лукьянова не было неудачных проектов. А станет ли «Гостеприимство» более гостеприимным, со временем сможет проверить любой желающий.