12 мая 2019, 14:11

Пудожская «стабильность»: по всем делам жители района ездят на такси

Откуда в районах Карелии возьмется «чистый и блестящий» муниципальный транспорт?
Автор:  Редакция

Республиканская власть держит под контролем власть муниципальную, назначая через «конкурсные процедуры», без участия населения, глав администраций районов по принципу лояльности. А те собирают «команды» себе под стать. И поскольку назначают далеко не лучших из лучших и не с мыслями о населении, а по принципу «лишь бы свой», – такой результат и получают. Не помогает в управлении районами и кураторство членами правительства. Просто порочный круг. На примере случившегося в Пудожском районе транспортного коллапса он отчетливо виден.

Пудожане устали терпеть и написали обращение к главе Карелии Парфенчикову, в котором они требуют восстановить работу муниципального автотранспортного предприятия, полностью прекратившего работу в прошлом году. Под обращением 200 подписей. Без сомнения, точно такие же жалобы могли написать и жители других 17 муниципальных районов Карелии. Но – терпят…

Как сообщили на своем сайте местные коммунисты, собиравшие подписи под обращением, еще в марте 2016 года Пудожским судом в связи со срывами автобусных маршрутов в отношении администрации муниципального района было вынесено решение, обязавшее чиновников организовать автобусное сообщение, так как его отсутствие «нарушает права жителей нескольких населенных пунктов на транспортное обслуживание населения, а также на получение медицинских и иных социальных услуг, которые не могут быть предоставлены им в населённых пунктах, в которых они проживают». Три года назад предприятие еще дышало на ладан, и уже год как оно закрыто.

В посёлках нет банкоматов, чтобы получить зарплату. Нет аптечных пунктов. К врачам-специалистам, в суд, за справками для подтверждения льгот о многодетности или инвалидности, в службу занятости и так далее имеющие маленький достаток люди едут в Пудож на такси. А это от 500 до 2000 рублей в зависимости от места проживания (к слову, поездка от Петрозаводска до Пудожа, а это более 350 километров, обходится в 7000 рублей). Активисты пишут, что неоднократно обращались к главе администрации района Ладыгину с требованием о создании районного муниципального автопредприятия для организации автобусного движения, выполнении решения суда, но не видят никакого результата. В мае 2018 года, при встрече с жителями отдаленной деревни Уть-Река Кривецкого поселения, Ладыгин обещал, что решит эту проблему. Минул год – автобусы в Усть-Реку, как и в другие населенные пункты, так и не пошли.

Если местная власть беспомощна, может, в правительстве Карелии что-то знают? В сентябре 2018 и марте 2019 года лидер районной организации КПРФ Леонид Попов обсуждал вопросы автобусного сообщения в единый день приёма граждан с куратором района, министром природных ресурсов и экологии РК Алексеем Щепиным. С главой республики Парфенчиковым в присутствии главы района Ладыгина о той же проблеме в день единого приема граждан пудожский партийный лидер говорил в декабре 2018 года.

«Артур Олегович сказал, что восстановление автобусного сообщения в районах республики является одним из приоритетных вопросов, – вспоминает тот разговор Попов. – Но пока действий по решению проблемы нет, мы слышим только ссылку на убыточность маршрутов и продолжение работы по поиску автоперевозчиков, объявлении конкурсов».

Между тем, согласно статье 7 Устава Пудожского района, в которой прописаны «Вопросы местного значения Пудожского муниципального района», пункт 6 предусматривает «создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района».

– Видимо Устав принят не для руководителей района, – комментирует Леонид Попов. – Жители Пудожа хотели обратиться через местные газеты к руководству района с вопросом, когда будет открыто автобусное сообщение, собрано более 200 подписей. Однако мы попали в информационный вакуум: руководство газеты «Пудожский Уезд» отказалось публиковать это обращение, а «Пудожский Вестник» такие материалы давно не берет в печать… Мягко говоря, странная позиция местных СМИ.

В обращении, направленном главе РК и руководителю администрации Пудожского района, в частности, говорится, что жители Пудожского края более трех лет не имеют возможности пользоваться гарантированными Уставом муниципальными транспортными услугами в пределах района и по городу. Тогда как в соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003 года №131-Ф3 органы местного самоуправления обязаны создавать условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границе муниципальных образований.

Такая ситуация, считают авторы обращения, сложилась после смены руководителя района Ларисы Данченко, преемники которой не смогли продолжить поддержку предпринимателя, занимавшегося много лет транспортными перевозками, в результате он вынужден был распродать автобусы и уехать из района. На неоднократные обращения в разные инстанции о восстановлении муниципального транспорта в ответ шли отписки.

Последний пространный и отдающий духом отписки ответ был получен из правительства РК 19 февраля 2019 года: «По сообщению администрации Пудожского муниципального района, в настоящее время межпоселенческие внутрирайонные пассажирские перевозки на территории района не в полной мере соответствуют желаниям и потребностям жителей в связи с тем, что на текущий момент в районе отсутствуют транспортные организации, индивидуальные предприниматели и иные лица, заинтересованные осуществлять перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по территории Пудожского муниципального района, в связи с убыточностью (нерентабельностью) данного вида деятельности по причинам малого пассажиропотока».

«А чтобы был пассажиропоток, необходимо установить регулярное расписание движения автобусов. Но надо учесть, что пассажирские перевозки всегда были убыточны, однако руководство района в своё время поддерживало предпринимателя и могло производить возмещение части затрат, связанных с перевозками пассажиров, – напоминают чиновникам жители Пудожского района и указывают на циничность местной власти. – В отчёте главы администрации Пудожского муниципального района о результатах деятельности по исполнению полномочий… за 2018 год и задачах на 2019 год в разделе «Организация пассажирских перевозок» сказано: «Необходимо отметить, что на территории города находится 6 служб такси, в том числе 1 предприниматель организовал данную деятельность, воспользовавшись поддержкой через службу занятости». Но наши доходы не позволяют нам постоянно пользоваться услугами такси, особенно пенсионерам, а ведь у нас в районе более 60% жителей – пенсионеры».

В ответ на обращение граждан, Андрей Ладыгин, глава администрации Пудожского муниципального района, подтвердил, что сложившаяся ситуация доставляет неудобства уже не первый год. Аргументы таковы: сначала стала падать наполняемость автобусов, потом активно начали развиваться службы такси, и люди стали ездить на них. Автобусные рейсы стали невыгодными... Например, был маршрут от Пудожа до одного посёлка с расстоянием 20 км. До него ходила маршрутка за 100 рублей, но поток пассажиров был непостоянным — жители добирались другим транспортом... «Мы постоянно проводим конкурсы на определение перевозчика по нерегулируемым тарифам, — рассказывает глава администрации. — Уже в пятый раз будем объявлять такой конкурс, чтобы перевозчик встал на маршруты и установил стоимость билета, по которой смог бы доставлять пассажиров». Администрация уже обращалась в Медвежьегорск, Карелавтотранс, в Вологодский и Вытегорский районы. Переговоры продолжаются. Также по федеральной целевой программе планируется построить автовокзал. Сроки пока не ясны: сейчас идёт проектирование, а строительство должно начаться в следующем году...

Планы, планы... От которых людям не легче.

Республиканская исполнительная и законодательная власть, между тем, упивается своими будущими успехами по организации пригородного автобусного сообщения и красиво рассказывает об этом гражданам. На последнем заседании ЗС Карелии были приняты поправки в республиканский бюджет, предусматривающие выделение 100 миллионов рублей на приобретение… 17 автобусов для междугородних и межмуниципальных маршрутов, которые достанутся «Карелавтотрансу». Что такое семнадцать автобусов, если по признанию самих чиновников автопарк изношен примерно на 80 процентов?

За 2-3 года мы должны превратить «Карелавтотранс» в современное предприятие, чтобы мы им гордились. Автобус едет, и чтобы мы им гордились. Чистые, блестящие, и водители соответствующие»,

– пояснил депутатам руководитель региона Парфенчиков.

Что будет с муниципальными пассажирскими перевозками в районах и когда там появятся «чистые и блестящие» автобусы, да что там, когда они в принципе появятся – губернатор не пояснил, да и не знает он ответа. А мы предположим: когда во главе районных администраций будут стоять не случайным образом подобранные назначенцы, а эффективные и умные управленцы, по-настоящему радеющие за народ.

Татьяна СМИРНОВА,
Паблик «Отражение. Карелия»