КАРЕЛЬСКИЙ ФИЛЬМ В ПРОКАТЕ. СТОИТ ЛИ СМОТРЕТЬ?
Если мы все с вами живем в Карелфорнии, то, конечно, у нас должен быть свой Карелвуд. Его у нас нет, но благодаря выпускнику московского института экономики и культуры Ивану Кульневу у нас есть студия «Карелфильм». В минувшее воскресенье Иван представил свою четвертую картину – лирический ромком «Последний романтик».
Полный метр, прокатное удостоверение, афиша, ежедневные сеансы в двух кинотеатрах города, – все серьезно и по-взрослому.
Наша справка: Иван Кульнев – режиссер из Петрозаводска. Учился на актерско-режиссерском факультете Московского Института экономики и культуры. На его счету четыре картины: две короткометражки "Потеряный город" (2007), "Озеро" (2009), и два полных метра - "Человек из банки" (2012) и "Последний романтик" (2017). Все фильмы выходят на студии "Karelfilm", созданной Кульневым.
«Последний романтик» – понятная и простая история без артхаусной пелены и финального «а что, собственно, хотел сказать автор». 30-летнему Боре не повезло в любви и теперь он ведет вечную холостяцкую жизнь, причем игнорирует все ее преимущества. Ни тебе вечеринок с подругами до утра (вечеринки Боре не нравятся, и он первый доброволец в борьбе с ними), ни мужских развлечений вроде суток за компьютерными играми или дружеских дебошей. Из всех садомазохистских радостей Борис выбирает каждый вечер вспоминать летний романтик с бывшей. Но все меняется, когда под окнами главного героя ломается автомобиль Наташи.
Сюжет не нов, зато вечен. Кто-то вспомнит «Укрощение строптивого», «Афоню», классический ромком «Как отделаться от парня за 10 дней»… «Последний романтик» начали делать четыре года назад, а его бюджет составил 500 тысяч рублей. Главные роли исполнили приглашенный из северной столицы актер Молодежного театра на Фонтанке Андрей Некрасов и актриса Национального театра Карелии Юлия Куйкка. Среди актерского каста море знакомых лиц: от коллег Юлии по сцене Нацтеатра Вячеслава Полякова и Александры Анискиной до хозяйки Agriculture club Натальи Ермолиной, в бигуди и с котом. Засветился в кадре коллега Ивана Кульнева по карельскому кинематографу музыкант, сценарист и режиссер Владимир Рудак. Свой «Ананас» он снимал по соседству с «Последним романтиком» на территории бывшего ОТЗ.
По признанию самого режиссера, за четыре года история знакомства Бори и Наташи сильно видоизменилась. Главная героиня из гламурной дамочки а-ля Орнелла Мути превратилась в нормальную женщину в поисках нормального мужика. Изменилось и название: из «нелюдимого» романтик превратился в «последнего». Возможно, режиссеру посоветовали поместить на афишу устоявшееся выражение, а может, смысл в том, что весь фильм из главного героя пытаются сделать этого самого последнего романтика. В начале истории Борис на это почетное звание никак не тянет. Он угрюм, немногословен, неотесан и груб. Пожалуй, эти краткие и прямолинейные ответы на романтические взгляды и надежды героини Юлии Куйкки составили самую забавную часть фильма.
Стать романтичным в условиях захолустья, куда Кульнев уже по традиции поместил своих героев, не так-то просто. Но если в первом полнометражном опыте режиссера – «Человек из банки» – робкий маменькин сынок Саша жил в нашем Петрозаводске, то на этот раз история разворачивается в неком провинциальном городке, название которого трудно запомнить, да это и не нужно. По стечению обстоятельств, условными Васюками стали развалины города П. Сам режиссер утверждает, что место, где живет Борис, это город-зеро, вне времени и пространства.
В мире «Последнего романтика» нет Интернета, нет мобильной связи, старый телевизор не работает и даже с водопроводом и электричеством в Бориной квартире проблемы. И эта условность позволяет авторам картины ответить на любой вопрос, который возникает к сценарию.
Например, почему героиня не торопится восстановить паспорт? Почему Наташа не сообщает никому из родных, что ее ограбили и она осталась в незнакомом городе без средств к существованию? Или страсть так замутила рассудок, что все жизненные проблемы, вроде украденных денег, банковских карт и целого чемодана для путешествия к морю, не беспокоят девушку? Просто она попала в отдельный мир, из которого нельзя уехать, да и не особо хочется.
«Последний романтик» – это наша история, но без карельских штампов в виде озер, лесов и остальной клюквы. Вокруг разрушенная промзона и неустроенные квартиры, но в кадре уютно и по-домашнему. И в этом большая заслуга актерского состава. Чего только стоят милые соседки Бориса, которые за внимание единственного трезвого мужчины готовы ломать стиральные машины, или владелец захолустной автомастерской, который разделил дневную прибыль между мастером Борей и «королевой бензоколонки» Наташей как настоящий джентльмен – в пользу дамы. Кульневский город-зеро не Петрозаводск, но в нем собрано все, за что мы любим провинциальные города – люди и душевное отношение.
Для петрозаводчан режиссер Кульнев делает еще одно важное дело: фиксирует исчезающую натуру. В первом полнометражном опыте «Человек из банки» это пустырь на проспекте Ленина, где теперь стоит массивный торговый центр, а «Последний романтик» расскажет потомкам о территории ОТЗ, из которой этот город вырос, и старом Гоголевском мосте, где тихо и романтично без машин и людей.
Раньше петрозаводчан «Последнего романтика» оценили кинокритики на фестивале «Киношок» в Анапе. Судя по рассказу Ивана Кульнева, у критиков к фильму возникли вопросы. Возникнуть они могут и у обычного зрителя, но сходить на этот фильм определенно стоит, чтобы почувствовать послевкусие вечера, проведенного с друзьями. Карельский кинематограф только начинает свой путь, и первые шаги достойны только внимания и бурных оваций, а не едких комментариев.
До 30 сентября картину можно смотреть каждый день в кинотеатрах «Премьер» и «Калевала». После этого комедию покажут в районах Карелии.
Чтобы мотивировать вас сходить в кино еще больше, почитайте отзывы петрозаводчан, которые уже увидели "Последнего романтика".
Наталья Ермолина (не только посмотрела фильм, но и снялась в нем в одной из эпизодических ролей)
- Фильм мне очень понравился. Я боялась его смотреть. Ваня - очень хороший человек. С ним приятно и общаться, и работать. Я боялась, что будет провинциальный уровень, мне будет неловко его ругать. Оказалось все очень достойно. Я удивлена. И поражена. Конечно, мне не понравилась моя сцена. Прежде всего из-за озвучки. Мне голос прилепили какой-то детский, не подходящий моей натуре, в итоге получилось фальшиво, чего я и боялась. Остальной фильм - блеск.