28 октября 2016, 01:49

Маски сняты. Депутаты залезли в карманы к избирателям

Налоги на недвижимость и скромную движимость в Карелии поднимут на новые высоты. 

Второе заседание обновленного карельского парламента, которое прошло 27 октября, эпизодически напоминало сюжеты горячо любимого в народе фильма, когда Гюльчатай просили открыть личико. Народных избранников не пришлось долго упрашивать продемонстрировать истинные мотивы, побудившие окунуться в стихию законотворчества. После тяжелого периода предвыборной борьбы, когда приходилось слишком часто оглядываться на запросы простых избирателей, настало время откровений. Попытаемся прикинуть, в какую сумму нам всем это выльется. 

Окончательно и бесповоротно
Владельцы земельных участков прекрасно осведомлены о том, как меняется налог, когда его приходится платить, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Теперь очередь дошла до всей остальной собственности, выраженной в квартирах, гаражах, домах и нежилых помещениях. 

Петрозаводск. Фото Владимира Ларионова

Несмотря на то что федеральное законодательство разрешает регионам до 2020 года поразмыслить над необходимостью применить кадастровую стоимость при расчете налога на имущество физических лиц, в Карелии решили с этим не тянуть. Депутатам был предложен законопроект, согласно которому уже с 1 января 2017 года налог на имущество будет определяться, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. 

Чем это может обернуться для собственников? Если в 2015 году в Карелии в качестве налога на имущество было собрано 62,3 миллиона рублей, то, по предварительным оценкам, после вступления закона в силу казна дополнительно получит 110 миллионов рублей.

Грубо говоря, сумма налога на имущество подскочит сразу в три раза. Понятно, что это «в среднем по больнице» и в каждом конкретном случае сумма будет зависеть от площади, месторасположения, времени постройки дома, квартиры или нежилого помещения. 

Депутат Эмилия Слабунова предупредила, что подобная поспешность «крайне социально опасна». Она считает, что дополнительные расходы в столь непростой период негативно скажутся на положении карельских семей. 

Сейчас предлагают опять залезть людям в карман… Я уже написал заявление в ФСБ о том, что принятие таких законов ведет к неконтролируемому бунту населения,

- рассмешил коллег депутат-коммунист Евгений Ульянов. 

Евгений Ульянов

В пояснительном документе отмечена опасность резкого роста налоговой нагрузки. Для того чтобы избежать негативного сценария, предлагается поэтапный переход на расчет налога в зависимости от кадастровой стоимости. Но даже при «мягком варианте» после трехкратного увеличения налоговая нагрузка будет ежегодно расти на 20%.  

Тем не менее депутаты приняли закон в первом, втором и окончательном чтении. Правда, платежи с новыми цифрами придут только в 2018 году. К тому же существует довольно внушительный список льготников, которые освобождены от уплаты налога на имущество, если в их собственности находится только одна квартира или дом. Это герои СССР и России, инвалиды первой и второй группы, инвалиды с детства, ветераны боевых действий, пенсионеры. Остальным стоит морально готовиться к усилению налогового бремени. 

Чем дороже иномарка, тем улыбчивее законодательство
Другой непопулярный закон, который бьет по самым скромным автолюбителям, касается изменения ставок транспортного налога. 

Согласно проекту для владельцев автомобилей не старше 5 лет и с мощностью двигателя до 100 л.с. транспортный налог повышается с нынешних 6 рублей за лошадиную силу до 15 рублей в 2017 году и до 25 рублей в 2018 году. В общем, за два года его предполагается поднять в 4 раза. 

Если же у вас машина такой же мощности, но постарше  (от 5 до 10 лет с момента выпуска), то ставки предложены в размере 10 рублей «за одну лошадку» в 2017 году и 20 рублей в 2018 году. Когда возраст «железного коня» перевалил за 10 лет, то ставки предложены, соответственно, - 6 и 12 рублей. Фактически гражданам предлагают пересаживаться на старье, чтобы сэкономить на налоге. Логике это поддается с трудом, учитывая, что психически нормальное государство, напротив, должно бы стимулировать граждан покупать новые безопасные машины и тем самым поддерживать экономику. 

Чуть мягче отношение к автомобилям от 100  до 150 л.с.: ставка поднимается с 30 до 35 рублей.

И совсем лояльно авторы документа относятся к владельцам дорогих мощных автомобилей свыше 150 л.с., для которых вообще не предполагается никакого повышения налога ни в 2017, ни в 2018 году. 

Под «замес» попали и байкеры. Для мотоциклов до 20 л.с. налог хотят поднять с нынешних 4 рублей до 5 рублей в 2017 году и 7 рублей в 2018 году, от 20 до 35 л.с. транспортный налог поднимается с действующих 6 рублей до 8 рублей в 2017 году и 10 рублей в 2018 году. Для владельцев мотоциклов мощностью свыше 35 л.с. налог и вовсе становится негуманным, поднимаясь до 50 рублей.

К примеру, за мотоциклы мощностью 35-38 л.с. сейчас платят по ставке 8 рублей. Если в документе ничего не изменится, то для хозяев таких «агрегатов» налог повысится более чем в 6 раз! 

Депутата Ольгу Шмаеник в документе не устраивает только два момента - отмена налоговой льготы для бюджетных предприятий и увеличение транспортного налога для владельцев мотоциклов. Стоит напомнить, что в 2014 году карельским байкерам удалось добиться снижения ставки транспортного налога для мощных мотоциклов (свыше 38 л.с.) с 50 до 20 рублей. В результате около 80% незарегистрированных машин «вышли из тени». Сейчас, похоже, их опять хотят перевести на нелегальное положение.   

Депутат Тимур Зорняков с удовольствием отметил, что законопроект устраняет несправедливость, «которая пропастью легла между владельцами автомобилей до 100 л.с. и свыше».

Тимур Зорняков

Он назвал «вопиющей» разницу в суммах налога, которую платили граждане за скромную легковушку и за мощный внедорожник. Зорняков не упомянул, правда, что за рулем дорогих и мощных джипов оказываются совсем не бедные люди, которым не грех поделиться своими доходами хотя бы на ремонт дорог. 

Депутат особо не скрывал, что дорожный фонд следует пополнять не за счет дорогих навороченных внедорожников, а облагая дополнительной данью скромных автомобилистов, которые, по его подсчетам, составляют 80% от всех участников дорожного движения. 

Правда, даже он удивился «аппетитам», с которыми набросились на небогатых автолюбителей. Зорняков предложил не столь резко поднимать налог для владельцев машин, недотянувших до 100 «лошадок». 

Законопроект карельские парламентарии приняли в первом чтении, пообещав в дальнейшем его подправить. Остается только надеяться, что на выходе внешне драконовский закон удастся смягчить, а на месте отрубленных голов не вырастут новые. 

Чудеса распродажи
Несмотря на социальный аспект налоговых законов, самые длительные дискуссии вызвали планы приватизации, поддержать которые предложило карельское правительство. В ЗС РК поступило сразу два документа: один касался планов по распродаже госимущества в 2017-2019 годах, а второй вносил коррективы в список предприятий, срок приватизации которых завершается в 2016 году. 

Здесь базируется "Кареллеспром"

Пристальное внимание депутатов вызвали республиканская гостиница «Гостеприимство», фигурирующая и в одном, и во втором документе, а также контрольный пакет (50,4%) ЛПХ «Кареллеспром», которое правительство предполагает продать на излете 2016 года. Тот факт, что «Кареллеспром» не был включен в список объектов, продажа которых запланирована на 2017-2019 годы, заставляет предположить, что покупатель найден и сомнений в том, что холдинг уйдет с молотка в самое ближайшее время, у исполнительной власти нет. 

Гостиница вызвала нескрываемый интерес у депутата Виталия Красулина. Коллеги из прошлого созыва подозревали его в желании приватизировать гостиницу в центре города, что заставило Красулина несколько месяцев назад даже снять с повестки дня вопрос о ее продаже. Время тогда было предвыборное, и депутат, видимо, не захотел давать лишний козырь конкурентам. Сейчас – другое дело. 

Виталий Красулин


Обсуждение планов по приватизации «Гостеприимства» явно задевало Виталия Красулина за живое, он нервничал, перебивал коллег, неудачно пошутил по поводу оценщиков, «которые ходят в специальных трусах, чтобы не испугаться», и даже пытался свистеть, за что получил предупреждение от спикера парламента Элиссана Шандаловича.

Тем временем парламентарии пытались добиться у председателя госкомитета по управлению госимуществом Дениса Косарева, в какую сумму правительство оценило эти два главных объекта приватизации. Но ни одной цифры, даже приблизительной, так и не услышали.

Срок оценки всего полгода. Поэтому говорить об оценке можно, когда она будет проведена. Для того чтобы исключить разного рода рассуждения, что эта оценка будет не рыночная, я хочу обратить внимание, что в данном случае ООО «Гостеприимство» будет продаваться на открытом аукционе… Оценка нужна будет для того, чтобы определить начальную стоимость продажи этого ООО,

- сказал Косарев. 

Виталий Красулин всячески поддерживал Косарева и напирал на то, что имущество стремительно теряет ликвидность и нужно от него быстрее избавляться. 

Гостиница "Гостеприимство"


- Чем ниже цена стартовая, тем больше привлекается людей, - сказал он, видимо зная чуть больше, чем его коллеги.  

Почему же он еще недавно сам предложил исключить гостиницу из плана приватизации? Красулин объяснил это тем, что директор гостиницы хотел доказать, что это прибыльный бизнес, но не смог оправдать надежд. 

Услышав подобный пассаж, возмутился Андрей Рогалевич. Он фактически обвинил коллегу в искажении информации. По его мнению, гостиница представляет собой аппетитный объект с ежегодной прибылью в 1,2 миллиона рублей. 
Александр Федичев усомнился в искренности Косарева. Ведь если до сих пор не проведена оценка, то как тогда правительство планирует в этом году продать гостиницу и особенно Кареллеспром? Ведь на носу уже ноябрь. 

Кого обманывают? По идее, она (оценка. – Прим. автора) уже должна быть сделана, если правительство в этом году хочет продать,

- предположил Федичев. 

Андрей Мазуровский сказал, что теоретически не против приватизации, но принимать решения, не понимая, за какую сумму планируется продать имущество, в том числе такое знаковое для Карелии предприятие как "Кареллеспром", было бы ошибкой.

Андрей Мазуровский

Он напомнил, что продать предлагается и Суоярвский хлебозавод.  

Я вчера был на этом заводе, встречался с людьми. Это единственное предприятие, которое работает в Суоярви. Туда пришел новый директор... Походя такие вопросы решать нельзя,

- сказал Мазуровский. 

По его мнению, если республике не нужен хлебозавод, то разумнее его передать муниципальной власти. Андрея Мазуровского поддержали и другие депутаты, которые обратили внимание, что как только "Кареллеспром" стал показывать неплохие показатели, так сразу его захотели пустить с молотка.     

Показательно, что при первом голосовании депутаты «завернули» оба приватизационных документа. «Единороссам» пришлось прибегнуть к излюбленному методу и потребовать переголосования. Со второго раза планы приватизации удалось протащить. Правда, документы приняты пока только в первом чтении и дискуссии по поводу того, что и за сколько продавать, скорее всего продолжатся. 

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.