«Есть билет на балет». Можно ли его вернуть?
Банальная история. Супруги Алла и Игорь мечтали попасть на концерт популярного певца Витаса, который в марте выступал в Петрозаводске. Несмотря на то что цена билетов для неработающей четы пенсионеров явно «кусалась», они все же решили сделать себе подарок. Билеты на концерт были приобретены в кассе Музыкального театра Республики Карелия.
Как назло, в ночь накануне концерта Алле стало плохо, у нее поднялась высокая температура, пришлось даже вызывать скорую помощь. На следующий день женщина весь день пролежала в постели, естественно, вопрос о посещении концерта отпал сам собой.
Около 12 часов дня я поехал в театр, чтобы сдать билеты. Я объяснил ситуацию и попробовал сдать билеты на концерт. Кассир сказала, что у нее нет в кассе денег. Рядом стояла женщина и удивилась, что нет денег. Кассир объяснила, мол, речь идет о других деньгах. Мне дали номер телефона индивидуального предпринимателя Людмилы Суворовой, фамилия которой значилась на билете в качестве организатора представления. Я ей позвонил, но она предложила заменить билеты на концерт на какой-нибудь другой спектакль. Деньги отказалась вернуть,
- рассказал мужчина.
В результате на концерт так никто и не пошел, билеты пропали. На следующий день супруги обратились с письменной претензий, указав два адресата - Музыкальный театр и ИП Суворову. Официальный ответ пришел только из театра. В нем сообщалось, что концерт был организован индивидуальным предпринимателем Людмилой Суворовой, а театр только предоставлял площадку для выступления и услуги по распространению билетов. В общем, разбираться отправили к частному предпринимателю. Супруги рассказали, что уже после письменного обращения они разговаривали с Суворовой по телефону и та сообщила, что обдумывает ситуацию с юристами. Правда, официального ответа от предпринимателя они так и не получили.
Мне удалось созвониться с Людмилой Суворовой, чтобы выяснить, почему гражданам было отказано в возвращении хотя бы частичной стоимости билетов.
- Вы отказались возвращать деньги за билеты на Витаса. Это ваша принципиальная позиция?
- Прежде чем задавать такой вопрос, вы должны знать положение. Это не принципиальная позиция моя. Человек обратился в кассу. Это было 18 марта. Когда вы сдаете товары, вы что делаете? Вы пишете бумагу, - строгим голосом отчитала меня Людмила Суворова.
- То есть проблема была только в том, что не написали бумагу?
- Они мне 20-го числа бумагу написали, чтобы вернуть билеты.
- А почему 18 марта отказались принимать билеты? С вами же созванивались?
- Он (Игорь. - Прим. автора) мне позвонил, я ему объяснила ситуацию, что в день концерта существует положение, что билеты не принимают. Я любезно предложила другой концерт посетить, - сказала Суворова.
- Откуда у вас информация, что в день концерта нельзя сдать билеты?
- Есть общие правила: за три дня мы вообще не принимаем билеты, а до трех дней снимается 30%, - убеждена Людмила Суворова.
Какие же права есть у зрителей, которые по тем или иным причинам не могут посетить концерт, спектакль, балет или другое представление? С этим вопросом я обратилась к руководителю консультационного центра по вопросам защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» Алене Шеремет.
Как объяснила руководитель центра, прежде всего необходимо письменно обращаться к организатору концерта, то есть в истории с концертом Витаса нужно было обращаться к ИП Суворовой.
Если предпринимателя сложно найти, то, зная его ИНН, можно через налоговую инспекцию получить юридический адрес, по которому индивидуальный предприниматель обязан получать почту. Справка платная, но в случае обращения в суд юридический адрес лучше выяснить заранее.
Алена Шеремет обратила внимание на принципиальный момент:
Согласно 32-й статье закона о защите прав потребителей потребитель вправе в любой момент отказаться от услуги, но при этом он должен оплатить предпринимателю фактически понесенные расходы. Если на момент обращения фактические расходы составили 100%, то возврат денежных средств равен нулю.
Речь идет о том, что возвращать билеты после того, как концерт или спектакль состоялись, - занятие неблагодарное. Другое дело, если гражданин обращался до начала концерта, но у него отказались взять билеты.
Важно понимать, что в случае отказа самым грамотным действием будет письменное обращение, желательно в двух экземплярах, в адрес организатора представления, один из которых с отметкой о получении нужно оставить у себя. Если заявление у вас принимать отказываются, то лучше, чтобы рядом оказались свидетели, которые могли бы это подтвердить. Если гражданин пришел один, то можно попросить случайных свидетелей засвидетельствовать факт отказа, оставив на заявлении свои координаты — фамилию и контактный телефон.
Другой вариант: прийти позже со своими знакомыми. Если «время терпит», то можно дойти до ближайшего почтового отделения и отправить заявление заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному на билете. Когда дойдет до суда, то нужно будет доказать факт своего обращения в кассу до начала представления.
Алена Шеремет сказала, что граждане нередко сталкиваются с отказом вернуть им деньги за билеты:
Часто мы сталкиваемся с тем, что театры или концертные площадки отказываются возвращать деньги под тем предлогом, что они невозвратные. Но в законодательстве такого нет. Мы вправе отказаться от услуги в любой момент. Раньше существовало постановление Министерства культуры, согласно которому нужно было вернуть билеты не позже чем за три дня. В настоящий момент оно не действует, и мы руководствуемся 32-й статьей закона о защите прав потребителей.
При этом нужно понимать, что организаторы имеют право вернуть деньги за вычетом понесенных расходов. Но, уточнила Алена Шеремет, понесенные расходы организатор концерта должен доказать, это не могут быть произвольные, ничем не подтвержденные суммы.
В общем, билет приобрести нетрудно, а вот вернуть его бывает непросто. Как минимум, нужно помнить, что в случае обращения в суд вам придется самим доказывать, что у вас до начала концерта отказались обратно принимать билет. Со свидетелями сделать это будет значительно проще.
И еще. Недавно в России заработал в круглосуточном режиме телефон Единого консультационного центра 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), по которому можно оперативно получить консультацию по вопросам, связанным с санитарным законодательством и нарушением прав потребителей.