06 декабря 2024, 15:26

Врач-диетолог: «Из меня хотят сделать козла отпущения»

Дело о взятках за экономию на питании больных вышло на финишную прямую

Текст, фото: Антонина Кябелева

5 декабря в Петрозаводском городском суде завершились прения сторон по уголовному делу, возбужденному в отношении врача-диетолога республиканской больницы имени В.А.Баранова Людмилы Балашовой. Подсудимая в прениях не участвовала, но воспользовалась возможностью произнести последнее слово. И не смогла удержаться от явных намеков на то, что является лишь незначительным «винтиком» в истории с организацией питания пациентов больницы.

Балашова обвиняется в получении взяток (ч. 6 ст. 290 УК РФ) на общую сумму 1,240 миллиона рублей. Как настаивает прокурор, деньги она получала от руководителей ООО «Диетгрупп» за замену в меню дорогих продуктов на более дешевые, за нивелирование жалоб со стороны больных и «общее покровительство» компании, получившей контракт на организацию питания.

В месяц, помимо периодов, когда Балашова была в отпуске, она получала по 20 тысяч рублей. Это длилось на протяжении семи с половиной лет.

Гособвинитель Максим Геньба посчитал, что вина Балашовой полностью доказана и просил суд назначить суровое наказание в виде 8 лет реального лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима и со штрафом в 12,4 миллиона рублей. В качестве дополнительного наказания он просил суд запретить подсудимой в течение пяти лет заниматься врачебной практикой в сфере диетологии.

 

Людмила Балашова, собственно говоря, и не отказывалась от того, что брала деньги от руководства ООО «Диетгрупп». Правда, в ее восприятии это была не взятка, а плата за дополнительные услуги, которые она как врач-диетолог оказывала компании, имеющей на аутсорсинге порядка двух десятков учреждений здравоохранения Карелии. Именно это стало главной линией защиты.

«Наша подзащитная никогда не отказывалась, открыто об этом говорила, что эти деньги она получает. Но получает не за то, что написано в обвинительном заключении, а за то, что она оказывала двадцати бюджетным государственным учреждениям здравоохранения помощь по составлению меню, по раскладкам, по ведению, по обсуждению...»,

- сказал адвокат Андрей Закатов.

Он пытался представить ситуацию таким образом, что Балашова просто не могла не пойти навстречу ООО «Диетгрупп» и оставить больных людей голодными, когда у компании отсутствовал какой-то указанный в меню продукт, и происходила его вынужденная замена на другой. Естественно, более дешевый.

Людмила Балашова являлась секретарем Совета по питанию и, по версии обвинения, использовала это в интересах ООО «Диетгрупп». В частности, не стала включать в повестку дня вопрос о произошедшем инциденте, когда пациенты нейрохирургического отделения массово отказались от ужина.

«Хотелось бы всем пояснить, что не серый кардинал Балашова, которая вдруг решила по щелчку, и собрался главный врач, а если надо его заместитель, начмед так называемый, и еще много-много кого, и вдруг она за всех решила и все»,

- путанно высказался по этому поводу защитник.

 

Он настаивал, что секретарь при всем желании не могла контролировать работу Совета по питанию, а лишь выполняла чисто формальные функции.

Андрей Закатов сокрушался по поводу того, что Балашова получала всего 20 тысяч рублей за услуги, которые она оказывала ООО «Диетгрупп», работая с раннего утра и до позднего вечера: «За эти деньги так работать нельзя». Он просил суд оправдать свою подзащитную:

«Я считаю, что человек не совершал преступления. Он просто пытался заработать копейку там, где это было возможно».

По подсчетам второго защитника Анатолия Хомени, от руководства «Диетгрупп» Людмила Балашова за семь с половиной лет максимально получила 800 тысяч рублей. Он настаивал на невиновности врача-диетолога:

«Я полагаю, что сторона обвинения не доказала наличия объективной стороны преступления, состава преступления, умысла на получение взятки. У нее на протяжении семи с половиной лет даже мысли не возникало, что это взятка».

Людмила Балашова в последнем слове отметила, что, по её мнению, доводы защиты были проигнорированы стороной обвинения:

«Я не вижу ни одного доказательства моей вины».

Она настаивала, что не могла воздействовать на Совет по питанию: «На Совет по питанию я не могу повлиять, как не влияет любой секретарь. Повестка дня формируется председателем».

Людмила Балашова сказала, что для нее 20 тысяч рублей - «это очень большие деньги». Она рассказала, что, когда она допустила ошибку в документации по одной из организаций, находящейся на аутсорсинге у ООО «Диетгрупп», ей вообще не хотели платить 20 тысяч рублей. «Судить человека за то, что он работал, это абсурдно, это незаконно», - сказала диетолог. Подсудимая утверждала, что даже если бы хотела, не могла утаить жалобы, которые поступали от пациентов больницы на не качественное питание.

 

Врач-диетолог отметила, что с ней бесполезно говорить о цене продуктов: «Для меня продукты стоят в показателях белков, жиро, углеводов, калорий и не более того. Их цена мне безразлична». Конечно, сложно поверить, что Балашова, которой дополнительный заработок в 20 тысяч рублей в месяц казался весьма существенным, совсем не ориентировалась в ценах на продукты. Вряд ли эту попытку изобразить неосведомленность относительно возможной экономии, которую получала ООО «Диетгрупп», производя замену продуктов, можно считать удачной.

Относительно замены говядины на более дешевую курицу, подсудимая намекнула, что говядиной у нас больных не кормят: «Посмотрите, хоть в одном учреждении есть она? Ну ведь нет же!»

В завершении Людмила Балашова предположила, что попала в переплет случайно:

«В республиканской больнице прицепились не только ко мне, а к вышестоящим лицам по известным всем причинам. А из меня хотят сделать козла отпущения».

Она попросила суд её оправдывать:

«Я ни в чем не виновата. Ну да, может быть, я не оформила эти деньги. Ну что теперь? Ну не восемь же лет».

Приговор планируется огласить12 декабря.

Аргументы, которые прозвучали со стороны защиты, были предсказуемы: Балашова воспринимала деньги не как взятку, а как плату за дополнительные услуги, на жалобы пациентов реагировала, за решения Совета по питанию не отвечала, а замены продуктов проводила в вынужденных обстоятельствах, не разбираясь в их цене. Суду предстоит оценить весомость этих доводов.

Интересно, что в последнем слове подсудимая сказала о «вышестоящих лицах», которые интересовали следствие в рамках этого дела. По иронии судьбы, во время прений в Верховном суде Карелии рассматривали вопрос о мере пресечения бывшему петрозаводскому градоначальнику Владимиру Любарскому, который «засветился» с многомиллионной взяткой. Во всяком случае, так утверждают следственные органы. Взятку связывают с деятельностью ООО «Диетгрупп» по организации питания пациентов. Осталось только понять, ограничатся ли правоохранительные органы нынешним уловом «вышестоящих лиц», или мы услышим о новых громких именах.