Верховный суд отказался увольнять руководителя Пудожского района
Текст, фото: Георгий Чентемиров
Глава Пудожского района Андрей Ладыгин, по сути, выиграл суд у местной прокуратуры. Надзорный орган требовал отстранить чиновника от должности из-за конфликта интересов. Супруга Ладыгина работала в казенном учреждении «Расчетный центр» и, кроме прочего, получала премии, одобренные главой района. Суд первой инстанции потребовал от районного совета рассмотреть вопрос об отставке Ладыгина в связи с утратой доверия. Но высшая инстанция посчитала иначе.
Первый суд над Андреем Ладыгиным состоялся в апреле 2022 года. В документах, опубликованных на сайте суда, сообщается, что в феврале 2021 года Ладыгин согласовал штатное расписание «Расчетного центра», где появилась новая должность — менеджер. На эту должность тут же была назначена супруга чиновника Наталья Ладыгина.
Ведомство контролируется администрацией и финансируется из бюджета. Более того, Андрей Ладыгин согласовал выплату премий специалистам «Расчетного центра», в числе которых значилась и его супруга. Как сказано в материалах дела, Ладыгину вознаграждали «за выполнение ряда поручений администрации района».
Прокуратура усмотрела в происходящем нарушение закона. В декабре 2021 года надзорный орган направил в районный совет информацию о конфликте интересов. Спустя две недели то же самое сделал и сам Ладыгин, уведомив коллег-депутатов «о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей». Вопрос рассмотрели лишь в феврале; муниципальный совет посчитал, что конфликт интересов отсутствует.
Тогда надзорный орган обратился в суд. Пудожский суд признал правоту прокуратуры и потребовал, во-первых, признать конфликт интересов; во-вторых, признать незаконным бездействие совета депутатов и вынесенное им решение; а самое главное — обязать депутатов рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий главы района Андрея Ладыгина и удалении его в отставку в связи с утратой доверия.
…В Верховный суд Карелии Андрей Ладыгин пришел с супругой. Делать фотоснимки в зале заседаний журналисту «ПТЗ говорит» не разрешили, хотя почти все собравшиеся являлись должностными лицами при исполнении. Ладыгин объяснил суду, что, по его мнению, реального конфликта интересов между ним и его супругой не было. Она не являлась его подчиненной, по работе они не пересекались, и на ее деятельность он никак влиять не мог. Но судья Олег Данилов этим аргументам не внял.
— Вы говорите, что не принимали никаких решений в отношении Ладыгиной. Утверждали неоднократно премирование ряда сотрудников? Причем не всех, а избранных, куда включена ваша супруга?
— С руководителем данного учреждения я никогда… — начал было Ладыгин.
— Вы утверждали премирование в отношении данных сотрудников? — возвысил голос Олег Данилов.
— Не утверждал, — заявил чиновник.
— А что ж вы делали?
— Согласовывал с заместителем.
— Какая разница? Вы согласовывали премирование сотрудников МКУ «Расчетный центр». Лишь некоторым работникам; 34 человека, а получили премию лишь четверо. И вы полагаете, здесь нет конфликта интересов? — задал судья риторический вопрос.
— Когда об этом мне стало известно, я обратился с уведомлением в совет, — ответил Ладыгин.
Можно было подумать, что судьба районного главы решена. Однако вскоре досталось и сотруднице прокуратуры. Судья допытывался, во-первых, почему прокуратура так долго не замечала конфликта интересов. Во-вторых, почему Ладыгина обвиняют в бездействии, если он, оказывается, сам сообщил о возможном конфликте интересов и сделал это еще в августе.
— Глава района самостоятельно обратился в комиссию при администрации, которая рекомендовала изменить должностную инструкцию Ладыгиной. Причем это происходило с участием прокуратуры, и ответ удовлетворил прокурора, который до декабря никаких мер не предпринимал. Закон предусматривает удаление в отставку за непринятие мер к урегулированию конфликта интересов. Виновным действием является не сам по себе конфликт интересов, а непринятие мер по его устранению, — пояснял судья. — Ладыгин обратился в комиссию. Компетентные органы не нашли оснований для признания этого случая конфликтом интересов. Вина-то Ладыгина в чем заключается?
Представительница прокуратуры молчала и краснела. Стало понятно, почему она тоже выступила против фотосъемки.
— И в чем заключается бездействие совета: в том, что он принял решение, которое вас не устраивает? Решать, предпринимал ли Ладыгин меры по урегулированию конфликта интересов, это компетенция совета. И если совет установит, что имел место конфликт интересов, а меры не предпринимались, далее депутаты могут ставить вопрос об удалении в отставку, который согласуется еще и главой республики. А вы фактически, и суд первой инстанции с вами согласился, требуете принять решение об удалении в отставку, — Олег Данилов забил последний гвоздь в крышку гроба, куда к этому моменту уже уложили позицию прокуратуры.
В итоге коллегия Верховного суда постановила изменить решение суда первой инстанции. Суд признал наличие конфликта интересов в действиях Андрея Ладыгина; решение районного совета, который этого нарушения не заметил, также признано незаконным. Теперь депутаты должны повторно изучить уведомление Ладыгина, где он сообщает о «возможном» конфликте интересов. На этом — все: требование прокуратуры рассмотреть вопрос об отставке чиновника «забраковано». Меру ответственности районного главы должны определить сами депутаты.
Уже после заседания руководитель района сказал журналисту, что решение супруги пойти в «Расчетный центр» никак не было связано с его должностью: просто в городе очень мало работы, а Ладыгина является квалифицированным специалистом. Более того, по существующим правилам жена чиновника не может устроиться даже уборщицей в школу, ведь школы тоже финансируются из бюджета и находятся в ведении местных чиновников.
— В Пудоже половина учреждений бюджетные. Нам что теперь, развестись? — недоумевает чиновник.
Впрочем, факт есть факт: Верховный суд признал конфликт интересов, а также то, что муниципальные депутаты этого конфликта не увидели. К слову, Наталья Ладыгина из «Расчетного центра» уволилась, но входит в состав районного совета, который и должен заново рассматривать вопрос о конфликте интересов. Что поделать: район маленький, людей на всё не хватает…