Девушка-курсант Речного училища заявила о практикующихся избиениях
В Беломорско-Онежском филиале Университета морского и речного флота регулярно избивали курсантов. Об этом порталу «Петрозаводск говорит» сообщила студентка второго курса Анастасия Т. В качестве доказательства ее тетя предоставила переписку курсантов; она имеется в распоряжении издания.
Анастасия рассказала, что курсантов-мальчиков еще на первом курсе били за разные проступки. По ее словам, занимался этим воспитатель Глеб Нахаев (курсанты, в том числе Анастасия, называют его уважительно – Глеб Андреевич).
– Неглаженая рубашка, небритое лицо… Давали выбор: либо били в «душу» (Район солнечного сплетения. – Авт.), либо лоу-кик (Удар ногой по бедру или голени. – Авт.). То есть стоит строй, и если что-то не так, тебя бьют. Девочек не трогали.
В ноябре 2018 года было первое сильное избиение. Нахаев занимается единоборствами – тайским боксом, участвует в соревнованиях и имеет колоссальное физическое преимущество перед подростками, с которыми работал.
– Курсанта М. воспитатель избил на моих глазах за то, что тот его обманул. Пошел гулять с девочкой, а сам сказал, будто отправился за формой. А потом Глеб Андреевич эту форму в кубрике нашел. И на вечернем построении перед всеми избил.
Бил так, что мальчик отлетал. После этого неделя прошла, и М. я больше не видела. Все это происходило в общежитии, на нашем этаже, где живет примерно сто человек. На этаже обычно находится один воспитатель и один курс.
Затем Глеб Андреевич избил студента второго курса Д. Это произошло потому, что Д. напился и начал душить двух мальчиков с нашего курса (Анастасия тогда училась на первом. – Авт.). Глеб решил его проучить и избил. Парню бровь зашивали, он в больнице лежал. Те два мальчика, которых он душил, тоже в больнице лежали.
А в мае 2019 года был сильно избит курсант Е. Там была неприятная история: Е. вместе с другом пошел искать «закладку», они нарвались на каких-то уголовников, их чуть не порезали, и друг Е. рассказал обо всем Глебу Андреевичу. Избил его на построении, перед всеми. Причем это был период экзаменов, у Е. было все лицо распухшее, и мне непонятно, как на это могли внимания не обращать, – рассказала девушка.
Анастасия подробно рассказала о сильных избиениях, но вообще, по ее словам, побои были почти ежедневными.
– Например, можно было получить, если назовешь Глеба Андреевича просто Глебом на глазах у руководства. Так-то у нас панибратство процветает, и об этом все знают, но при начальстве надо было скрывать.
По словам девушки, Нахаев поднимал руку и на нее. Однажды после построения он якобы схватил ее за шею так, что на коже остались синяки – их видела знакомая Анастасии, которую она называет своей тетей. В конце концов девушке пришлось рассказать обо всем этой женщине, и об этом стало известно в училище.
– Когда я начала жаловаться, Глеб Андреевич запретил всем общаться со мной. Меня обвинили в том, что я «настучала» заместителю начальника училища Владимиру Войнову – хотя это было не так. Обзывали меня крысой, тварью. В спину мне кричали, что я крыса. Потом меня исключили из общей беседы, где сидят почти все ребята нашего курса.
– После этого я оказалась в изоляции, – говорит девушка. – Например, однажды я стояла в наряде, из-за этого пропустила лекции. Мне нужны были конспекты по навигации. Я написала ребятам: скиньте конспект, пожалуйста. И мне никто ничего не дал. Об этом обо всем знает нынешний психолог. Она в курсе всего вообще, и про мое состояние тоже. Но когда я последний раз с ней говорила, она заявила, чтобы я никуда не лезла и «занималась своей женственностью».
Анастасия и ее тетя не стали «заниматься женственностью» и написали заявление в полицию. В МВД Карелии порталу «Петрозаводск говорит» сообщили, что такое заявление действительно было, по нему прошла проверка, но факты избиений не подтвердились. Осенью 2019 года тетя пожаловалась в Университет морского и речного флота имени адмирала Макарова, филиалом которого является Речное училище. Там также заявили, что ни одного факта оскорблений и унижений со стороны Нахаева зафиксировано не было, жалоб на него не поступало.
В конце ноября Глеб Нахаев уволился, однако, насколько нам известно, он по-прежнему поддерживает отношения со своими воспитанниками. Портал «Петрозаводск говорит» через социальную сеть связался с несколькими курсантами. Они категорически отрицают, что их кто-то бил. После этого на журналиста вышел сам Глеб Нахев, заявивший, что девушка его оболгала.
– Это уже давно началось, и я уже передал документы для оформления дела о клевете, мой друг в полиции сам все оформит. Но по делу могу вам сказать, что это личная неприязнь. Уверяю, что ничто из того, о чем вам рассказали, не является правдой, и с помощью своих друзей я буду отвечать на каждое обвинение жестко и без жалости, любыми законными способами!
Более того, Глеб Нахаев в подтверждение своих слов скинул петицию, подписанную курсантами. В документе они утверждают, что воспитатель никогда не применял в отношении них физическую силу.
Казалось бы, ситуация выглядит довольно ясно: слова девушки не подтверждает никто – ни курсанты, ни официальные лица, ни, разумеется, сам воспитатель. Можно предположить, что несовершеннолетняя лжет. И этого материала не появилось бы, если бы тетя Анастасии не предоставила журналисту переписку в беседе, которую ведут курсанты в социальной сети. Состояла в ней и Анастасия. Читая сообщения, понимаешь, что девушка говорит правду. Ведь сокурсники яростно обвиняют ее – но не в том, что она лжет, а в том, что она «сдала» воспитателя. (Я вынужден заменить матерные слова и выражения звездочками или эвфемизмами.)
«Вот честно, я более чем уверен, что каждый, кто как-то получал ***** от Глеба Андреевича, знал, за что, и то, что он сам накосячил. Просто так никто ни разу не получил», – пишет один курсант.
«Вообще-то друзья [дерутся], так-то вообще спокойно. Он же бил не просто так. Он это в поучение делал», – пишет другой.
Девушка пыталась объяснить сокурсникам, что их в принципе не имеют права бить – ни в поучение, ни в наказание.
«Вы считаете это вообще нормой – бить подростков? Мы что, скотина, которую должны бить? Тем более Глеб Андреевич спортсмен и педагог, который отвечает за сто человек. Сегодня одного ударит, завтра другого, а потом вообще убьет. А вы будете стоять толпой и смотреть. С молчаливого согласия очень много делается плохого. Может, Глеб Андреевич и хочет стать нашим другом, но друзья не избивают своих друзей. Мы пришли сюда учиться, а не бояться», – писала девушка.
«Ну ты и тварь», – ответила ей сокурсница.
«Насть, я пытаюсь понять, но не получается. У тебя есть [прекрасный] командир, да, он может применить грубую силу, но раньше и [лицо] могли в кровь [разбить]… Ты хочешь, чтобы нам заменили командира на какого-то [дурака]?» – пишет третий курсант.
Из переписки становится ясно, что курсанты Беломорско-Онежского филиала Университета морского и речного флота имени адмирала Макарова просто не понимают, что людей нельзя избивать вообще. Подростки изо всех сил защищают Нахаева, считая его своим другом – ведь он, по их словам, «покрывал» их проступки, а избиения в качестве воспитательной меры спасали провинившихся от более серьезных дисциплинарных наказаний. Очевидно, именно круговая порука и следование ложному «кодексу чести» и стали причиной того, что ни одна проверка не подтвердила слова Анастасии.
В переписке есть не только текстовые сообщения (теоретически их можно подделать, к примеру, взломав аккаунт), но и голосовые. В том числе – от одного из избитых, курсанта Е. Он также оправдывает командира, объясняя Анастасии, что нанесенные ему побои несерьезны, а если поднять шум, у Нахаева могут возникнуть проблемы.
Журналист «ПТЗ говорит» встретился с заместителем директора Речного училища по воспитательной работе и безопасности Владимиром Войновым. Тот рассказал, что в курсе обвинений, но проведенная учреждением проверка не выявила никаких нарушений.
– Есть письменные свидетельства курсантов о том, что это не так, – сказал Войнов. – Мне эти бумаги приносили сами курсанты, и даже не по моей просьбе, а только узнав, что Настя разносит какую-то информацию.
Корреспондент сообщил, что в распоряжении редакции есть переписка между курсантами, где они оправдывают систематические избиения, тем самым подтверждая их факт. Войнову зачитали несколько сообщений, но он усомнился в их подлинности.
– Вы понимаете, что это несерьезно – искать истину в интернет-переписке? – спросил замдиректора учебного заведения. – Вы точно знаете, что это пишет курсант? Если я сейчас позову его, он подтвердит, что это он написал? Мы можем предположить, что курсант вошел в свой аккаунт, ушел куда-то а товарищ написал…
Журналист немедленно попросил позвать курсантов, чтобы они подтвердили или опровергли подлинность имеющихся сообщений. Тогда Войнов заявил, что не может этого сделать, потому что курсанты – несовершеннолетние, а значит, с ними нельзя общаться в отсутствие законных представителей.
Корреспондент портала «Петрозаводск говорит» опасается, что в Речном училище процветают неуставные отношения и руководство не может об этом не знать. Мы полагаем, что проверки, проведенные учреждением и МВД, носили формальный характер. Проверяющие поверили на слова подросткам, которые во время проверки находились в зависимом положении от воспитателя. Очевидно, должностные лица игнорировали существование таких явлений, как круговая порука и стокгольмский синдром – когда жертва испытывает симпатию к агрессору и оправдывает его действия выдуманной необходимостью.
Самое тревожное, что замдиректора, отвечающий за воспитание и безопасность, даже не попытался на месте проверить информацию, которую сообщил корреспондент. В беседе с журналистом Войнов отметил, что среди курсантов много ребят из неблагополучных семей. Они привыкли воспринимать насилие как норму, как обыденную часть жизни. Похоже, этому восприятию в государственном образовательном учреждении учатся и другие подростки. И это всех устраивает.
Редакция просит считать данный материал официальным обращением и поводом для новой проверки в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.