29 апреля 2020, 13:01

Роспуск Сортавальского совета четвертого созыва признан незаконным

Юридическая коллизия породила странную политическую ситуацию в Карелии

Удивительный правовой и социальный казус в Сортавале. Как мы помним, в прошлом году был распущен Сортавальский городской совет из-за внутреннего конфликта между провластными и оппозиционными депутатами по вопросу объединения Сортавальского и Хелюльского поселений в единую административную единицу. Роспуску предшествовали решения судов, обосновавших его возможность, а также состоявшееся решение Законодательного собрания Карелии о роспуске горсовета Сортавалы. Это довольно редкое политическое явление тогда бурно обсуждалось в СМИ.

После роспуска Сортавальского горсовета состоялись внеочередные выборы, к которым прежние депутаты просто не были допущены. Выборы были официально признаны состоявшимися. Новый состав совета, в котором не осталось несогласных с «линией партии», вступил в полномочия. Первым же его решением стало решение о слиянии поселений. Это преамбула.

А вот амбула. Третий кассационный суд признал незаконным роспуск Сортавальского городского совета и отменил соответствующие решения карельских судов. Сортавальский городской суд будет вынужден повторно рассмотреть дело – с учетом выводов Коллегии кассационной инстанции.

Эта юридическая коллизия породила в Карелии совершенно уникальную политическую ситуацию. Если решения карельских судов отменены, значит, последовавшее за ними решение Законодательного собрания республики о роспуске Сортавальского горсовета было незаконным и тоже подлежит отмене. Следовательно, возникает необходимость правовой оценки решения ЦИК Карелии о проведении в Сортавале досрочных выборов, и легитимность самих этих выборов – под сомнением. По сути, получается, сегодня в Сортавале правомочны сразу два состава городского совета – прежний и нынешний. Под сомнением также состоявшееся решение о слиянии поселений.

Воистину эта ситуация уникальна для России и объективно требует уже какого-то вмешательства федеральных властей.

Что породило эту ситуацию? Наверное, частично ее возникновение стало результатом давних и долгих внутренних политических, экономических и личностных конфликтов в Сортавале, от которых местное население уже давно устало. Но главной причиной, мне кажется, стали неумные, самоуверенные, бесцеремонные и, увы, некомпетентные действия региональной власти Карелии, и в особенности ее внутриполитического блока. Казалось бы, простая логика диктовала в прошлом году не торопиться, дать судебным решениям устоять в судах высшей инстанции, заручиться пониманием полной законности действий – и лишь потом действовать, распускать, устраивать выборы и так далее. Но поперли напролом – и напоролись. Мало того что в тупик теперь встали, так еще и огромные ресурсы потратили. Только из бюджета Сортавальского городского поселения на сомнительные выборы потратили 1 млн 700 тысяч рублей, которым можно было найти более полезное применение…

Встреча губернатора Парфенчикова
с вновь избранным составом Сортавальского совета

 

Удивительно: почему региональная власть Карелии с таким маниакальным упорством пропихивала всеми силами идею слияния Сортавальского и Хелюльского поселений? Что в этом такого, что оправдывало такие материальные и моральные издержки? Непонятно. Ни тогда, ни сейчас партийно-политическая верхушка Карелии так и не представила никаких разумных аргументов в пользу этого слияния.

Ведь невозможно серьезно относиться к тем политическим агиткам, которыми региональная власть заваливала Сортавалу перед досрочными выборами горсовета. В них распространялись какие-то метафизические бредни о том, что якобы слияние бюджетов поселений даст какие-то новые возможности, будет способствовать развитию и повышению качества жизни в объединенном поселении. Хотя, извиняюсь, коню понятно: если сложить два бюджетных рубля и один бюджетный рубль – то получится три бюджетных рубля, никак не больше. Не четыре и не пять – три. И как их потом ни передели – три рубля все равно останутся тремя рублями. Что, собственно, и подтверждает реальная жизнь после слияния поселений.

При слиянии поселений в Карелии власти также часто говорят о том, что это ведет к сокращению административных расходов: мол, вместо двух администраций будет одна. Но по факту многочисленных слияний эта надежда ни разу не оправдалась. Сельские и городские администрации и без того немногочисленны. И численность аппаратов в них определяется набором исполняемых полномочий. Если у органа местной власти есть полномочия, то должны быть и исполнители, которые эти полномочия обслуживают и несут за эту работу ответственность. Механическое сокращение численности административных работников, как правило, невозможно без сокращения полномочий либо ведет к ухудшению качества их исполнения. А это – прямое ухудшение качества жизни населения. Так что сокращение административных расходов при слиянии поселений – это, по сути, чистый миф.

Так же, кстати, как и миф о «повышении управляемости» территорий. Никто никогда эту «управляемость» не измерил, не проанализировал и не выразил в конкретных показателях. Так что все это – тоже, так сказать, разговоры в пользу бедных.

Так зачем же была затеяна вся эта титаническая борьба за слияние Сортавальского и Хелюльского поселений? Подавить оппозицию и добиться партийного единогласия в совете? Удовлетворить чьи-то властные амбиции: «Так будет, потому что я так сказал»? В очередной раз показать всему миру, что в Карелии дуракам закон не писан?..

Вообще-то, все это – не шуточки. Были попраны принципы местного самоуправления. Были нарушены права избирателей. Законно избранным депутатам урезали на полтора года срок полномочий. На проведение выборов, в которых не было никакой необходимости, потрачены большие деньги. Не пора ли уже прокуратуре внимательно присмотреться к этой ситуации?  Кто-то же должен за все это отвечать…

Будет интересно посмотреть, как теперь будет изворачиваться и партийное большинство в Законодательном собрании Карелии. В ближайшее время оппозиционные депутаты намерены внести на рассмотрение ЗС законопроект об отмене решения о роспуске Сортавальского совета четвертого созыва. Принять этот законопроект для «Единой России» – нож острый. Не принять?.. Так ведь опять-таки в зале заседаний будет присутствовать прокурор, который профессионально отвечает за законность принимаемых парламентом решений…

Максим Тихонов