Парк автобусов в Петрозаводске износился почти на сто процентов

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 17 июня в 1999 году.

Пригородное автобусное сообщение переживало ровно 20 лет назад не лучшие времена. По миллиону и более километров накатали машины, которые по-прежнему доставляли пассажиров по месту назначения. Петрозаводский автовокзал был построен в 1971 году. И за почти тридцать лет ему ни разу не довелось испытать счастье капитального ремонта. И.о.начальника автовокзала А.И.Терентьев признался: «Мы заменим в ближайшее время двери. И внутри здание будем приводить в порядок, насколько средства позволяют. Но средств практически нету». По словам Анатолия Терентьева, 90% пассажиров пригородного сообщения пользовались правом бесплатного проезда. Тогда существовала у льготников такая возможность. На два полностью загруженных автобуса был куплен всего 1 билет в один из летних дней. И тот на собаку. Наобещав золотые горы льгот своим гражданам, государство не имело возможности компенсировать затраты тем, кто их непосредственно предоставлял. У Автоколонны 1126, которая обслуживала междугородние перевозки, не было средств не только на приобретение новых автобусов, но и на ремонт уже имевшихся. Если в середине 80-х автовокзал располагал ежедневно 46 машинами, то в 1999 году с трудом мог набрать 29.

«В основном по списку, который показывает руководство автоколонны 1126, у автобусов износ 100%, 98%», - заявил Терентьев. ЛИАЗам, например, по паспорту положено отправляться на свалку после 550 тысяч километров пробега. Те, что ежедневно отъезжали от Петрозаводского автовокзала, уже прошли по миллиону и более. Как считал Анатолий Терентьев, для нормального функционирования пригородных линий необходимо приобрести хотя бы 20 новых автобусов. Денег не было даже на один. На автовокзале ожидали, что если ситуация с финансированием междугородних перевозок не изменится, то уже летом все проблемы решатся сами собой: автобусы развалятся от старости, а пассажирам придется переквалифицироваться в пешеходы.

Пассажирские перевозки всегда были у нас убыточными. Последнее повышение стоимости проезда хотя и не приветствовались горожанами, но смогло решить некоторые проблемы транспортных предприятий. В начале июня 1999 года транспортники были вынуждены в который раз оправдываться перед представителями общественниками и политиками. В том зале, где проводили свои политические заседания «яблочники», состоялась обширная дискуссия о том, зачем петрозаводчане платят в общественном транспорте в два раза больше. Председательствовал за круглым столом депутат Палаты Республики ЗС РК Александр Гаврилов, кстати, «яблочник». Собеседниками его стали представители городской администрации, Троллейбусного управления, Автоколонны 1126, частные извозчики и просто граждане нашего города. Каждый из присутствующих гнул свое. Депутат Александр Гаврилов похвастался, что его коллеги из Палаты Республики отказались от льгот на проезд. Представитель мэра сообщил, что не его вина, что наши законы не выполняются. Общественность и транспортники высказались конкретнее:

-Контактный провод на сегодня подорожал в три раза, начиная с августа. И когда мы говорим о повышении тарифов, мы не имеем в виду электроэнергию, как топливо. У нас и запчасти подорожали, электродвигатели тоже.

-1998 год — троллейбусное управление сработало с эксплуатационными расходами 35 миллионов рублей. С линии мы получили доходов — 28. Чувствуете: 7 миллионов не хватило нам в прошлом году.

Автобусники все свалили на подорожание бензина и на автопарк, который в плачевном состоянии. Частные извозчики не жаловались, гордились более дешевыми билетами. Все вместе тихо ненавидели прокуроров, налоговиков и других, кто пользовались льготами на проезд в общественном транспорте незаслуженно. А бойкая гражданка от общественности спросила:

-Дак почему народ должен восполнять вот эти льготы?!

Ведь логично было бы покрывать траты на льготников из бюджета, а не за счет другого населения. Но этого не происходило. А посему народу приходилось платить за себя и за того парня, платить за бензин и запчасти, за ремонт и налоги. И на фоне всеобщего безвыходного положения, как глоток живительной влаги в этот жаркий день замаячил риторический вопрос: «А почему, если у нас так плохо с вашими доходами и расходами, почему у вас зарплата все время растет на ваших предприятиях?

Таким было 17 июня ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.