25 августа 2020, 08:00

Большая группа карельских стражей порядка отправилась в Амстердам

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 25 августа в 2000 году

Впервые за всю историю карельской милиции команда МВД республики ровно 20 лет назад собиралась принять участие в Международных полицейских ралли. Ей предстояло пересечь Финляндию, переплыть Балтику и стартовать в Голландии (тогда так называли Нидерланды). Вообще, в 90-е годы наша милиция активно налаживала связи с полицейскими всего мира. Они обменивались опытом и главное — информацией. Что позволяло раскрыть серьезные преступления. И вот в августе 2000 года у здания Министерства внутренних дел собрались кадровые милиционеры, одетые в совершенно несвойственную для них форму. Однако по флагам над капотами автомобилей, эмблемам на дверцах и одинаковым футболкам стало понятно, что составляют они одну команду.

«В Карелии имеется Международная полицейская ассоциация, — рассказал Василий Толчков, вице-президент ассоциации. - Одним из направлений деятельности этой организации является и содружество и сотрудничество с другими полицейскими всего мира. В частности этот пробег, который будет в Голландии. Будут 54 области и республики только от Российской Федерации, которые состоят в этой организации. Они примут участие».

Командиру пробега Владимиру Перетятько было не занимать оптимизма. Он был уверен, что его команда окажется в числе лучших: «Выезжает наша команда для участия в 54 Международных ралли. Это для нас первое приглашение, мы дебютируем в этом году. Мы прокладываем окно в Европу. Наша команда состоит в основном из сотрудников МВД, а также в состав входят наши друзья, которые оказали нам поддержку в организации этого пробега в материальном плане, то есть спонсоры нашей поездки. Маршрут нашего ралли примерно такой: Петрозаводск — Хельсинки, оттуда на пароме в город Росток (Германия), оттуда до Амстердама. Выдержат и машины, и люди. И не одну еще такую поездку». Колонна автомобилей в сопровождении коллег из дорожной службы отправилась в тот день в Голландию.

В который раз отключили горячую воду в микрорайоне Ключевая. Когда вода вновь вернется в дома горожан, не мог сказать никто. Это вызвало позднее большой политический скандал. Люди каждый день выходили на улицы и грозились перекрыть не только троллейбусное, но и железнодорожное сообщение. Район Ключевая отапливала единственная котельная, которая принадлежала заводу «Авангард». У предприятия не было денег на закупку мазута. Как не было и ничего нового в описанной ситуации. Единственное, что отличало тот кризис, это время его возникновения. В прошлые годы перебои с мазутом начинались, по крайней мере, в разгар отопительного сезона. А в 2000 году до его начала оставалось еще около двух месяцев. А ни топлива, ни денег на него уже не стало.

По мнению руководства завода, виновата была в создавшемся положении городская администрация. В те годы к концу каждого отопительного сезона у нее образовывался приличный долг перед «Авангардом». В 1999 году мэрия обещала погасить его к началу сентября. Правда, не деньгами, а мазутом. Обещание было выполнено. С конца октября мазут начал поступать на судостроительный завод.

«У меня есть тут копии договоров, которые подписаны даже без указания цены. Потом приходит мазут на завод, а через три месяца получаем счета, узнаем, что мазут в полтора-два раза дороже, чем он обычно на рынке», — сообщил Павел Михайлов, генеральный директор ОАО «Авангард». В результате по окончании отопительного сезона уже «Авангард» оказался должен мэрии. Такая ситуация ни администрацию, ни коллектив предприятия категорически не устраивала: «Нас за это лишают премиальных, потому что нет мазута, - пожаловалась сотрудница завода Наталья Шлопакова. - А мы не виноваты в том, что его не закупили вовремя». Тем не менее на заводе продолжали собственными силами переоборудование котельной для использования природного газа в качестве топлива. И не отказывались продолжить снабжение жителей микрорайона горячей водой и теплом. «Завод готов отапливать район. И подавать горячую воду. Но город что должен решить? Погасить убытки. Отменить свое постановление о зачетах за тепло и энергию по такой дикой цене. И создать запас мазута для отопления микрорайона Ключевая», - пояснил Михайлов.

Большинство музейных экспозиций подразумевает, что их экспонаты статичны и показываются в помещении. А вот новый музей, который собирались открыть в Петрозаводске в сентябре, будет отпускать своих питомцев из общего выставочного пространства. Ведь основными объектами показа в новом музее стали в Морском центре  деревянные суда. О том, что морские черви достаточно прожорливы для того, чтобы попортить обшивку деревянного судна, многие из нас знают только путешествуя по книжным морям Жюля Верна, Джека Лондона и Александра Грина. А вот у петрозаводчан появилась возможность увидеть воочию результаты жизнедеятельности подводной среды в плавучем музее Морского центра. Его строительство шло полным ходом. В первых числах сентября в городе у пристани появится первый экспонат Петровской гавани — планировали в Морском центре.

Весь комплекс полностью собирались открыть к юбилею города в 2003 году. Сам плавучий музей уникален, так как в России ему аналогов не было. Музей на воде назвали «Полярным Одиссеем» по одноименному названию морского клуба, возникшего в 1987 году. За это время клуб и центр накопили достаточное количество историй, чтобы рассказывать о себе в музейных летописях. Музей условно можно было поделить на две части. Это внутреннее помещение и автономные деревянные суда (четыре). Как известно, основная задача клуба и центра — возрождение утраченных типов деревянных судов. Корабли-новоделы, построенные по чертежам древних кораблей, составляли главную экспозицию. На верхней площадке музея расположился коч «Помор», копия судна 16 века, прославленного своими судоходными качествами и открывавшего новые материки.

«Коч, на котором были сделаны уникальные экспедиции на Шпицберген, вокруг Скандинавии, на Аляску, в Ванкувер, в США, он у нас главный экспонат музея», - пояснил Виктор Дмитриев, президент Морского центра. С другой стороны будет пришвартован парусник «Святитель Николай», участник многих морских экспедиций и путешествий. А напротив него — на понтоне — расположится древнерусская ладья «Любовь», также имеющая богатый послужной список: «Этот корабль прошел по всему Средиземному морю, побывал в Атлантике, его изрядно погрызли черви. Сейчас он не в состоянии держаться на плаву самостоятельно. Поэтому он будет поставлен на понтон, который будет пришвартован к этой группе».

На корме плавучего музея займет свое место ботик Петра Первого. Натуральная историческая копия этого судна находится в музее в Санкт-Петербурге. В отличие от оригинала его собрат-новодел мог ходить по морям. А его пушки могли стрелять. Второй блок музейной экспозиции — павильон, представляющий документальную историю клуба и центра. Там собраны документы о людях, кораблях, экспедициях и путешествиях. Все это плавучее великолепие было возведено в музейный комплекс на средства гранта фонда Сороса, а также на деньги спонсоров. Впрочем, постоянной выставки из этого было не собрать, ведь объекты показа специфического музея вправе отвязываться и принимать участие в международных фестивалях и путешествиях. Но возвращаться и швартоваться объекты показа будут всегда в нашей Петровской гавани.

Таким было 25 августа ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.