04 февраля 2020, 08:00

Директора ликероводочных заводов Карелии забили тревогу

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 4 февраля в 2000 году

Мы уже сообщали в нашей рубрике, что в конце января Конституционным судом республики было принято решение об отмене постановления, согласно которому на поступающую в продажу алкогольную продукцию наклеивалась специальная защитная этикетка. Решение суда подкосило аккуратно выстроенную схему проверок, лишило бюджет дополнительных вливания, поставило на грань банкротства местные предприятия, открыло недобросовестным производителям пути в наш регион. Депутаты Законодательного собрания приняли специальное обращение к главе республики, в котором призывали исполнительную власть создать иную систему контроля взамен отмененной, чтобы оградить население Карелии и производителей от завозной некачественной водки. Руководители местных ликероводочных заводов были также обеспокоены происходящим. Они провели совместную пресс-конференцию, на которой заявили, что решение Конституционного суда отрицательным образом скажется на ситуации на алкогольном рынке республики.

Директора заводов «Петровского» и «Прионежского» были убеждены в том, что специальные защитные марки, введенные на территории Карелии примерно за год до этого, были необходимы. А с их отменой вся республика еще хлебнет горя. И с проблемой нелегального алкоголя, и с проблемой пополнения бюджета. За тем, что пьют в регионе, должны следить правоохранительные органы, были убеждены главы производств. В противном случае к нам вновь хлынет поток паленой водки, с которой бороться сложно. «Мы делали экспертизу таких в нашей лаборатории, - поделился директор ПЛВЗ «Петровский» А.В.Хромых, - действительно, не наш спирт, не наше производство. Хотя внешне всё — бутылка, закатка, этикетка — все, как у нас сделано».

Не радовало директоров и то, что родная качественная, но дорогая водка не находила у нас спроса. Причина еще и в том, что никто не следил за тем, чтобы предприятиям облегчить налоговое бремя или ужесточить меры контроля за привозной продукцией. В то время, как в ряде регионов добились льгот на продажу водки, поэтому их абсолютно легальная огненная вода чуть ли не в два раза была дешевле нашей. Получается, что покупая ее, наши сограждане кормили чужие края. В то время как наш алкоголь нагревался на складах. Директор завода «Прионежский» Ю.А.Цунский предупреждал: «Эти деньги вымываются из бюджета Карелии. Стоит продукция порядка 200-300 тысяч у Петровского завода, стоит продукция и у нас. 806 тысяч бутылок — это 16 миллионов только акцизных денег стоит на складе. Не в карельский бюджет это пошло. И 5 миллионов рублей НДС».

Обидно, что в условиях долгов старейшему и лучшему из заводов страны - «Петровскому» грозили лишением лицензии. В то время, как теперь без специальной защиты оборот некачественного алкоголя будет только увеличиваться. «Не заплатим налоги — предприятие кончается, как говорится. Изымается лицензия. А нелегалы будут работать» - грустно подытожил Хромых. 2 января Владимир Путин вновь повысил акцизы. То есть ценник на водку должен был вырасти еще рублей на шесть. Конкурировать с другими регионами стало еще сложнее. В связи с этим директора заводов были намерены через прессу обратить внимание правительства Карелии на вопрос защитных марок. «Защита должна быть. В каком виде, в каком качестве, как она должна быть организована — это другой вопрос», - сошлись во мнении директора.

А в МВД прошла отчетно-выборная конференция Международной полицейской ассоциации, карельское отделение которой было открыто за три года до этого и в 2000 году уже насчитывало уже 160 членов. Но самое любопытное разворачивалось в холле перед залом. Эдуард Иванович работал в полицейской ассоциации ровно год. Должность его звучала невероятно — «хобби-секретарь». Такое странное название не случайно. Его хобби было коллекционирование знаков отличия и форменных атрибутов полисменов всего мира, которому он отдал 30 лет своей жизни и насобирал 6 тысяч экспонатов. Насмотревшись по долгу своего увлечения на стражей порядка разных стран, майор в отставке Эдуард Сиводед обнаружил, что все они неуловимо похожи: «По характеру все полицейские одинаковы. И по дружбе, по сближению. Полицейский с полицейским сразу находит общий язык».

В буквальном смысле это была разноязыкая организация, ведь в нее входили профессионалы из разных стран. И конечно, ее участники обменивались не только знаками отличия, но и знаками внимания. По словам коллекционера, американские копы сразу заявили, что полисмен полисмена видит издалека: «Они говорили: мы, полицейские, должны только с полицейскими общаться. Говорят, нам не нравятся с гражданскими». Еще бы! Ведь это гражданские безобразят, а привлекать их к ответственности и есть работа полисмена. Правда, работа у них не такая сложная, как у наших. В Лондоне, например, в день дежурит меньше 10 вооруженных полицейских, а в США снимают кровопролитные боевики, основанные на чистом вымысле, - рассказал Эдуард Иванович: «К нам из Калифорнии приезжал полицейский патруль, и мы спрашиваем: что у вас там? Одна стрельба! Он так улыбнулся и говорит: это фильмы кассовые. Для кассового сбора. Мы их не смотрим. Это, говорит, не по правде».

Вообще, в Международной полицейской ассоциации МПА, лозунг которой на эсперанто звучит как «служба через дружбу», состояло 36 стран мира. В России в организацию вошли 16 регионов. Эта общественная организация занималась всем тем, до чего не доходили руки у официальных правоохранительных органов. Наши сотрудники МВД, входящие в ассоциацию, повышали квалификацию в западных странах (тогда милиционеры еще имели право выезжать за рубеж), стремились к изучению языков, решали проблемы, так сказать, «всем миром». Например, в 1999 году 13 детей погибших милиционеров отправились отдыхать в Италию, за что платило отделение МПА Вероны. А наше отделение планировало открыть для детей новую дисциплину — «что такое право».

Поначалу, правда, карельские полисмены не нашли поддержки у местной администрации. 30-ая и 43-я школы уже дали свое согласие на эксперимент. Псковские коллеги-полисмены выпустили учебник, но комитет по образованию решил подождать до следующего года. «Я думаю, что мы найдем общий язык, - заверил Эрик Михеев, президент регионального отделения МПА. - И в 2000-ом году мы 4-5 классов начнем учить в нашем колледже. Потому что это здорово! Ученик 10-го класса, закончив 11 классов, через 10 месяцев получает диплом о среднем юридическом образовании гос.образца». Таким образом, почти потомственных полицейских в Карелии будет с каждым годом все больше на благо правовому государству — делали вывод в МПА. А вы знаете, существует ли сегодня это отделение в Карелии? Пишите в комментариях!

Таким было 4 февраля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.