07 ноября 2013, 11:38

Тихие революционеры

Тихие революционеры

Ноябрь все-таки, видимо, влияет на умы… Хочется чего-то такого, манифестного, революционного, хотя бы провокативного. И писатели Карелии — Дмитрий Новиков, Яна Жемойтелите, Александр Бушковский и Ирина Мамаева предприняли-таки небольшой демарш, основав направление в русской литературе — Новая северная проза.

Звучит достаточно смело, потому что в названии нет маркера — Карелия. То есть писатели решили выступить от лица всего Севера. При этом, в свою компанию пока не приглашают мурманчан, архангелогородцев и других представителей пишущей интеллигенции, территориально «кучкующейся» на севере России. Объяснили это просто: если попросятся в наши ряды, мы их возьмем, мы открыты. Однако же, Новиков, к примеру, уже предвосхитил возможные последствия — дескать, на наше смелое заявление последуют как положительные отклики, так и отрицательные. Отрицательные, скорей всего, как раз от тех, кто может воспринять это как выпад в адрес современных писателей северных земель, которые пока не успели прославиться столь же широко, как эта четверка.

Спорить с этой «могучей кучкой» сложно. За плечами у каждого публикации в толстых столичных журналах с такими именами, которые были на слуху еще в те времена, когда эти писатели и не родились. А также выпуск книг в твердых обложках в московских издательствах, что тоже о многом говорит. Лауреат Новой Пушкинской премии Дмитрий Новиков, огромный, как ледокол, первым сломавший 10 лет назад льды в отношениях с провинциальной литературой своей «Мухой в янтаре» и теперь подтягивающей за собой своих товарищей, выразился в том смысле, что «те, кто будет с нами спорить, пусть сначала в «Дружбе народов» напечатаются».
И в целом-то за ними — правда. Хотя бы потому — что именно они сегодня пишут о правде жизни, как она устроена в реальной России. Именно поэтому, кстати, их прозу не воспринимают в столицах, и часто доказать ее право на существование в крупном издательстве бывает очень сложно. Льды этой полыньи на пути к читателю постоянно нужно пробивать, они зарастают бесчисленным мусором — «демонами, которые кидаются с полок», — так выразился Новиков. «В Москве принято читать модное — про то, что кофе и маникюр подорожали», — добавили Жемойтелите с Мамаевой.

Наша новая волна — новая проза Севера — по заявлению манифестантов, отличается глубиной подхода к герою, милосердным отношением к нему, крепостью содержания, серьезностью тем. В общем, всем тем, на чем базировалась настоящая русская литература до этого. «Наши предтечи — это и былины, и Пушкин, и Шергин, и Бунин, и Гусаров, и вся литература Карелии, мы никого не отметаем, никого не пытаемся сбросить с корабля современности», — заключили писатели новой волны.

Также они высказали пожелание приехать в любой район Карелии, если позовут, чтобы познакомить жителей глубинки со своими книгами. Кстати, им иногда это удается, и они отмечают, насколько понимание их прозы и заинтересованность тамошнего читателя выше, чем у нас, в Петрозаводске. А Дмитрий Новиков еще и пригласил всех 11 ноября в клуб «Бегемот» на презентацию своего повторного издания «Мухи», приуроченного к ее 10-летию.