Транспортная «война» с политическим подтекстом. Депутаты спорили, что делать с перевозками
На этой неделе карельские парламентарии зачастили с «часом правительства». Еще не улеглись понедельничные страсти по тарифам на тепло, как народные избранники накинулись на другую, не менее животрепещущую тему — автобусные перевозки. 20 апреля правительственный час превратился в бичевание карельских чиновников, которые, считают депутаты, объявили войну местным предпринимателям.
Рейсы срывают сотнями, жалуются десятками
Председатель госкомитета по транспорту Виктор Дроздов гнул официальную линию. Он отказывался признавать, что скандальный конкурс на право осуществления пассажирских перевозок, который фактически вытеснил с рынка небольшие карельские компании, привел к резкому ухудшению транспортного сообщения в Карелии и вызвал шквал недовольства со стороны жителей республики. Председатель госкомитета даже увидел в происходящем положительные тенденции, пытаясь, хоть и не очень искусно, жонглировать цифрами.
По его словам, в январе 2016 года был сорван 121 рейс, в марте — 70 рейсов, а в первые две недели апреля — только 12. Основной причиной невыхода автобусов на маршруты стало техническое состояние транспорта.
Позитивное настроение вызывает у Дроздова сокращение потока жалоб. Если в четвертом квартале 2015 года, сообщил он, поступило 87 обращений, то в первом квартале 2016 года в госкомитет пожаловались 62 гражданина.
Рассказ Виктора Дроздова о том, как госкомитет, заручившись поддержкой правоохранительных органов, борется с нелегальными перевозчиками, устраивает проверки, наказывает карельских предпринимателей, арестовывает автобусы, распалил присутствующих подобно горящей спичке, неосторожно поднесенной к разлитому бензину.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РК Елена Гнетова убеждена, что задержание автобусов карельских предпринимателей абсолютно незаконно, как и удержание их на частной автостоянке.
- Мы будем судиться и все убытки будем возмещать, - предупредила Гнетова.
Без суда не пустят автобусы никуда
Недавно Арбитражный суд Карелии поддержал карельское УФАС, которое выявило нарушения закона о конкуренции при проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок, когда 98 лотов были сокращены до четырех. Депутаты пытались добиться от Дроздова, намерен ли госкомитет «исправляться» и что-то менять в явно не устраивающей людей системе пассажирских перевозок.
Дроздов долго увиливал от прямого ответа. В результате народные избранники все же добились своего. Председатель комитета дал понять, что будет до последнего держаться за «четырехглавый конкурс» и какие-то перемены возможны только по решению суда.
Депутаты пришли к выводу, что комитет не слышит население вообще. Такое ощущение, что комитет находится в каком-то обособленном положении, у них все прекрасно, все хорошо, просто люди плохие попались и не понимают своего счастья... Такое ощущение, что комитет борется с жителями Республики Карелия. Войну зачем затеяли?
- возмутилась депутат Светлана Логинова.
Она напомнила, что после укрупнения лотов в районах рухнули убыточные муниципальные перевозки, которые местные транспортные компании осуществляли за счет выгодных маршрутов в Петрозаводск.
- Войну никто не организовывал, - не согласился Дроздов со столь крайней оценкой.
Он попытался углубиться в безопасное поле действующего законодательства, но тут не выдержал даже обычно спокойный спикер парламента Владимир Семенов.
- Мы говорим о народе... Люди не могут передвигаться, - поддержал он накал эмоций.
Елена Гнетова обратила внимание на то, что новое законодательство позволяет сегодня избежать конкурса. Можно просто выдавать предпринимателям разрешение работать на том или ином маршруте.
Казалось бы, вот оно решение — поставьте крупные питерские компании и местных перевозчиков в равные условия, чтобы они в конкурентной борьбе доказывали, кому больше доверяют пассажиры.
- Аукционы все равно проводить необходимо, отбор подрядчиков проводить необходимо. Там есть некоторые тонкости этого закона, - не согласился Дроздов.
- Но не обязательно. Конкурсы проводятся только тогда, когда маршруты оплачены (имеется в виду возмещение части затрат из бюджета. - Прим. автора). Когда маршруты не оплачены, конкурс может не проводиться, - сопротивлялась Гнетова, предложившая чиновникам жить по закону. Но Виктор Дроздов, кажется, плохо представлял будущее без конкурсов.
Коллективная подсидка
Дальше пошла в ход «тяжелая», хоть и местами бессвязная, «артиллерия».
- Сегодня за счет того, что в этом направлении полный бардак, насоставляли каких-то конкурсов, каких-то договоров. Несет ответственность за это транспортный комитет. Сегодня перед депутатами стоит вопрос об отстранении от должности руководителя по этому направлению, который занимается государственной работой. Для того,чтобы он занимался государственной работой, а не сращиванием бизнеса с властью, - сказал депутат Виталий Красулин.
Он пошел еще дальше, высказав политическую версию происходящего.
Сегодня эта ситуация вышла за пределы Республики Карелия... Мы что, с вами сегодня все вместе главу подсиживаем коллективно? Так давайте тогда главе скажем, что его подчиненные, и в городе в том числе, пытаются подмочить репутацию главе республики,
- заметил Виталий Красулин.
Владимир Семенов так впечатлился выводами своего коллеги, что предложил считать выступление Красулина содокладом.
В итоге депутаты решили обратиться к карельскому губернатору с просьбой как можно быстрее найти выход из транспортного кризиса, оставившего карельские районы без надежного автобусного сообщения.