05 мая 2011, 13:43

Старинный галиот отправится в путь

Старинное судно, выброшенное на берег Ладожского озера во время шторма осенью 2009 года, признано специалистами уникальным памятником судостроения на Севере России.

Старинное судно, выброшенное на берег Ладожского озера во время шторма осенью 2009 года, признано специалистами  уникальным памятником судостроения на Севере России.


«ТВР-Панорама»  в нескольких номерах рассказывала об удивительном подарке Ладоги, следила за судьбой  судна. И вот стало известно, что итальянские реставраторы ООО «Атриум» (г. Санкт-Петербург) завершили работы по обследованию, разборке, перевозке и складированию элементов исторического судна и разработали предложения по его реставрации и музеефикации. Эти работы выполнены за счет средств, выделенных из резервного фонда правительства  Карелии.


По данным Республиканского центра по государственной охране  объектов культурного наследия, в рамках проекта была проведена историко-культурная экспертиза найденных фрагментов, которая установила, что  они – части  ладожского галиота, построенного на одной из частных верфей в последней четверти ХIХ века (не ранее 1874 г.) и использовавшегося в качестве грузового судна. Галиоты имели широкое распространение в районах Балтийского и Северного морей в ХVIII-ХIХ веков преимущественно для прибрежного плавания. Датировка судна подтверждена результатами дендрохронологического анализа, выполненного научной группой кафедры географии Карельской государственной педагогической академии.

Таким нашли судно на берегу Ладоги в 2009 году.  Фото Антона Февралева

Предполагается изначальное наличие на судне двух мачт. Размеры судна – 25 метров в длину и 8,5 метра в ширину. Оно имело плоский киль, прочную и устойчивую носовую часть. Учитывая, что на сегодняшний день подобные объекты единичны и, как правило, представляют собой отдельные небольшие фрагменты, не дающие полного представления о конструкции и технологии постройки исторических судов, специалисты определили, что это судно является уникальным памятником истории судоходства на Ладожском озере и традиционного судостроения на севере России. Он требует сохранения,  дальнейшего изучения и реконструкции.


После обследования, проведенного на побережье Ладоги, деревянные и металлические части судна были промаркированы и перевезены в Олонец. До проведения реставрационных работ они размещены в складском помещении, отвечающем необходимым условиям  содержания.

На складе

Проведение реставрационных работ планируется в два этапа: на складе временного хранения будет проведена тщательная очистка от загрязнений и отмывка от солей уже разобранных деталей судна, их антисептическая и укрепляющая обработка, а также структурное восстановление и укрепление разрушающихся участков. Сборка судна будет осуществляться непосредственно на месте его постоянной экспозиции по  схемам и чертежам, выполненным в ходе его разборки. В процессе сборки будут использованы оригинальные металлические гвозди и нагели, при необходимости вновь изготовленные. Однако в целом предполагается собрать судно  без использования каких-либо новых элементов, что позволит воссоздать его исторический облик с полным сохранением подлинности.

Макет  будущего музейного комплекса

Отреставрированное судно будет храниться  в специально построенном прозрачном здании, что позволит видеть его снаружи и даже  с противоположного берега реки. Такое расположение судна вблизи поверхности воды в помещении, частично нависающем над берегом реки, должно создавать впечатление «живущего» судна, находящегося в плавании по ладожским водам.


Новая экспозиция должна стать весомой частью единого музейного комплекса старинного Олонца.  Сам памятник рекомендован экспертами для включения в состав Музейного фонда Российской Федерации, а для Карелии подаренное Ладогой историческое судно, несомненно, станет одним из новых и значимых туристских брендов.
 

Обсудить
44215