Старинный галиот отправится в путь
Старинное судно, выброшенное на берег Ладожского озера во время шторма осенью 2009 года, признано специалистами уникальным памятником судостроения на Севере России.
«ТВР-Панорама» в нескольких номерах рассказывала об удивительном подарке Ладоги, следила за судьбой судна. И вот стало известно, что итальянские реставраторы ООО «Атриум» (г. Санкт-Петербург) завершили работы по обследованию, разборке, перевозке и складированию элементов исторического судна и разработали предложения по его реставрации и музеефикации. Эти работы выполнены за счет средств, выделенных из резервного фонда правительства Карелии.
По данным Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия, в рамках проекта была проведена историко-культурная экспертиза найденных фрагментов, которая установила, что они – части ладожского галиота, построенного на одной из частных верфей в последней четверти ХIХ века (не ранее 1874 г.) и использовавшегося в качестве грузового судна. Галиоты имели широкое распространение в районах Балтийского и Северного морей в ХVIII-ХIХ веков преимущественно для прибрежного плавания. Датировка судна подтверждена результатами дендрохронологического анализа, выполненного научной группой кафедры географии Карельской государственной педагогической академии.
Таким нашли судно на берегу Ладоги в 2009 году. Фото Антона Февралева
Предполагается изначальное наличие на судне двух мачт. Размеры судна – 25 метров в длину и 8,5 метра в ширину. Оно имело плоский киль, прочную и устойчивую носовую часть. Учитывая, что на сегодняшний день подобные объекты единичны и, как правило, представляют собой отдельные небольшие фрагменты, не дающие полного представления о конструкции и технологии постройки исторических судов, специалисты определили, что это судно является уникальным памятником истории судоходства на Ладожском озере и традиционного судостроения на севере России. Он требует сохранения, дальнейшего изучения и реконструкции.
После обследования, проведенного на побережье Ладоги, деревянные и металлические части судна были промаркированы и перевезены в Олонец. До проведения реставрационных работ они размещены в складском помещении, отвечающем необходимым условиям содержания.
На складе
Проведение реставрационных работ планируется в два этапа: на складе временного хранения будет проведена тщательная очистка от загрязнений и отмывка от солей уже разобранных деталей судна, их антисептическая и укрепляющая обработка, а также структурное восстановление и укрепление разрушающихся участков. Сборка судна будет осуществляться непосредственно на месте его постоянной экспозиции по схемам и чертежам, выполненным в ходе его разборки. В процессе сборки будут использованы оригинальные металлические гвозди и нагели, при необходимости вновь изготовленные. Однако в целом предполагается собрать судно без использования каких-либо новых элементов, что позволит воссоздать его исторический облик с полным сохранением подлинности.
Макет будущего музейного комплекса
Отреставрированное судно будет храниться в специально построенном прозрачном здании, что позволит видеть его снаружи и даже с противоположного берега реки. Такое расположение судна вблизи поверхности воды в помещении, частично нависающем над берегом реки, должно создавать впечатление «живущего» судна, находящегося в плавании по ладожским водам.
Новая экспозиция должна стать весомой частью единого музейного комплекса старинного Олонца. Сам памятник рекомендован экспертами для включения в состав Музейного фонда Российской Федерации, а для Карелии подаренное Ладогой историческое судно, несомненно, станет одним из новых и значимых туристских брендов.