07 марта 2015, 03:12

Не стало митрополита Мануила

<p>Каким он был человеком и священником.</p>

Карелия понесла великую утрату. Не стало одного из самых уважаемых людей республики, одного из ее духовных лидеров – митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила. 

Для прихожан он всегда был и будет образцом духовности, настоящим священником, честным и искренним, однажды выбравшим свой трудный путь и прошедший его до конца. Прошедший так, как и должен был священник – с молитвой, любовью к каждому и надеждой, что все у нас всех будет хорошо.

Он с уважением относился ко всем религиозным конфессиям. Известно, что поддерживал уважительные, а порой и дружеские отношения с представителями, например, лютеранского духовенства. Он был противником дискриминации религиозных меньшинств, хотя выступал против сектантства. Стоит ли удивляться, что в Карелии так много различных конфессий, в том числе тех, которые имеют свои храмы.

Фактически 25 лет, с 1990 года, он был главным священником Карелии, и все эти годы оставался истинным пастырем, мудрым и отзывчивым, образцом для многих. Он был далек от политики, несмотря на то, что два года (с 1991 по 1993 год) был депутатом Верховного совета. Он никогда не занимался агитацией, не ссорился, но и не подпускал к себе близко представителей власти. Тем не менее, именно при нем в Карелии начали возрождаться храмы и монастыри.

Он нес верю, любовь и добро в сердца людей. И именно этим запомнится в наших сердцах. Светлая память Владыке Мануилу. Карелия скорбит.


Владыка Мануил не любил общаться с журналистами, но умел делать это так, что пишущая братия никогда на него не обижалась. И все же мы нашли несколько интервью Митрополита. Одно из них он дал Ольге Сидловской в 2000 году приложению к газете «Карелия» «Сретение». Второе подготовил журналист Сергей Хорошавин. Оно опубликовано на сайте Петрозаводской и Карельской епархии.

Мы выбрали для вас самые любопытные фрагменты этих интервью, которые позволяют понять, как человеком и священником был Владыка Мануил. Публикуем только цитаты самого митрополита.

Из интервью О.Сидловской:

- Расскажите о своем первом шаге на пути к вере, как Вы пришли к Богу? В каком возрасте впервые вошли в храм?
- Я родился в Петербурге и рос в нерелигиозной обстановке. Хотя надо сказать, крестили меня, когда мне исполнилось 2-3 месяца. Несколько раз сестра моей матери в детстве возила меня в церковь, которая была недалеко от нашего дома. Посещения храма были весьма нечасты, и у меня сохранились только смутные детские воспоминания.

Потом я в церковь не ходил и о Церкви и церковной жизни ничего не знал. После окончания восьми классов я продолжил обучение в школе рабочей молодежи, а работал в Ленинградском оптико-механическом объединении на сборке знаменитых фотоаппаратов. На заводе была очень хорошая библиотека, и я много читал. Школьная программа и мои интересы побуждали меня читать все более серьезную литературу. Я стал интересоваться вопросами: в чем смысл жизни? для чего человек живет? Не может же быть так, что просто я живу какое-то количество отпущенных мне лет, потом умру, оставив на земле потомство и плоды своего труда. И все?! В этом ли смысл жизни на земле?

Книги по философии, научному атеизму не давали мне ответа на этот вопрос. Я стал выписывать для себя цитаты богословов и религиозных мыслителей, которые содержались в этих книгах. Религиозной, церковной литературы найти было практически невозможно. В поисках ответа на вопрос о смысле жизни и первопричине всего в мире сущего я почувствовал желание изучить богословие. Но как?

И вот в этот период моей жизни произошел эпизод, который я рассматриваю теперь как помощь Божию.
Однажды в гражданский праздник в 1970 году, опоздав на встречу с друзьями и не зная, что делать, я случайно забрел в церковь. Это был Спасо-Преображенский собор. Удивительный храм! Народу было мало, шла служба, меня охватило чувство какое-то незнакомое. Я почувствовал, что мне это очень близко, радость охватила мое сердце. Так, время от времени я стал посещать церковь. А потом...

Уже в 1972 году я успешно сдал экзамены в Ленинградскую духовную семинарию. Был сразу принят во второй класс. Учился во втором и экстерном сдавал экзамены за первый, потом меня сразу перевели в четвертый за хорошие успехи. Такое вхождение в Церковь было для меня очень утешительным. Центром моей жизни стали храм, богослужение и молитва. Я много читал. Это были счастливые годы в моей жизни, когда я стал семинаристом, когда изучал богословие. Сразу по окончании семинарии я поступил в Духовную академию.

- Что повлияло на ваше решение стать монахом?
- Вы знаете, я не думал быть монахом. Я полагал, что буду жениться, тем более что у меня, когда я учился в семинарии, была девушка. Мы дружили, хотя у нее был трудный характер, и мы часто с ней ссорились. Я был на первом курсе Духовной академии и иподьаконствовал у митрополита Никодима, когда однажды в начале зимы владыка меня спросил: «Что ты думаешь делать: будешь ли жениться или станешь монахом?» Он убеждал меня, что Церкви нужны люди, не обремененные ничем житейским, которые могли бы служить ей, отдавая себя без остатка, нужно быть верным сыном Церкви, служить, проповедовать, быть миссионером даже в условиях атеизма и сплошных запретов.

Говорил владыка и о том, что, конечно, женатый священник во многом стеснен домашней обстановкой, его нельзя никуда послать. Он дал мне две недели подумать. И обстоятельства сложились таким образом, что на Новый год, 1 января 1975 года, в храме митрополичьих покоев я был пострижен в монашество с именем Мануил.

- Что значит для вас святое имя, которое вы носите в монашестве?
- Митрополит Никодим всегда старался дать имя, в котором был какой-то символ. Мой постриг был совершен в дни, когда приближался праздник Рождества Христова. В переводе «Эммануил» - «С нами Бог». Но имени Эммануил нет в православном календаре, и владыка дал мне имя Мануил, которое переводится с древнееврейского как «Божие определение» и связано с праздником Рождества Христова.

- Расскажите, пожалуйста, о самых памятных событиях вашего служения в Карелии.

- Самым памятным для меня в Карелии стал 1990 год, когда совершенно неожиданно для меня было решение Святейшего Патриарха и Священного Синода быть мне епископом Петрозаводским и Олонецким, потому что я совершенно не думал об этом и не стремился к этому. Я выполнял усердно послушание, возложенное на меня Церковью в сане архимандрита, и для меня было полной неожиданностью это решение. Но, как оказалось, по велению времени необходимо было отделить от Ленинградской митрополии (теперь Санкт-Петербургской) Новгородскую, Олонецкую епархии и дать им самостоятельное бытие.

На праздник Изнесения Древ Животворящего Креста Господня, на первый Спас, 14 августа 1990 года, мы встречали Святейшего Патриарха Алексия II, который сам только что в июле был избран Патриархом. Я очень счастлив, что первой хиротонией нового Предстоятеля Русской Православной Церкви была моя хиротония во епископа Петрозаводского и Олонецкого. Об этом говорили в нынешнем году, когда освящался собор Александра Невского.

Это было второе памятное событие, а третье, долгожданное, состоялось спустя десять лет, когда мы наконец в этом году освятили новый кафедральный собор во имя благоверного великого князя Александра Невского. С воссозданием кафедрального храма у нас связана надежда на продолжение духовного воскрешения нашего древнего Олонецкого края.

Из интервью С.Хорошавина:

О выборах
- Конечно, и это отразилось на нравственном состояние общества. Что можно было посоветовать людям в этой ситуации? Только одно - оставаться благоразумными, Смотреть в корень - кто этот соискатель, что он собой представляет, хорошо бы вспомнить и Евангелие - «по плодам их узнаете их», смотреть на плоды деятельности, то есть на дела. Но при этом помнить, наша власть - это отражение нас самих, и если хочется что-то изменить в мире, то начинать надо с себя. Я, если знаете, был депутатом Верховного Совета Карелии в 1990 году, все бы ничего, но иной раз приходили такие запросы, которые ставили меня в тупик. Люди писали, вот вы - такой хороший депутат, а у нас в районе - переполненные туалеты, не могли бы вы их вычистить? Казалось бы, чего сложного - найдите машину, скиньтесь, и почистите туалеты сами, но мешает потребительское отношение к жизни.

А вид наших жилищ, наши дворы? Это же все отражение наших душ. Если у человека мир и чистота в душе, то неужели он потерпит такую грязь вокруг? Так же и с властью. Надо, чтобы она людям служила, чтобы порядок был в государстве. Церковь, безусловно, осуждает любую предвыборную грязь и ложь, но при этом приходится признать, есть такая особенность в нашем народе - любим другим косточки помыть. Однако участвовать в выборах надо, это очень важно, есть такой документ - «Основы социальной концепции Русской православной церкви», которым мы руководствуемся в своей деятельности, так вот Церковь призывает своих чад активно участвовать в жизни общества, в том числе политической, социальной и культурной.

Другое дело, что мы не можем отдавать кому-либо предпочтение. Православная Церковь - Церковь всего народа, конечно и у меня, и у других священнослужителей есть определенные политические симпатии, но это все на гражданском, личном уровне. Иерархи не имеют право за кого-либо агитировать, но голосовать, участвовать в выборах надо, и я об этом говорил на всех проповедях.

О посмертной участи человеческой души

- Знаете, я – старый одинокий человек, весь мой день, вся моя жизнь состоит из двух частей, предстояние в молитве перед престолом Всевышнего, и управления епархией, занятия наукой - хочу все-таки дописать свой богословский труд. И я знаю, что Господь видит нас и не оставит нас, наша молитва противостоит тому злу и насилию, которое пытается утвердиться. И злу не победить. Хотя сейчас много людей, которые живут с пустым небом над головой, это страшная жизнь, но со злом можно и нужно бороться силой молитвы, силой здравого смысла. Есть древнее пророчество, что благочестие воссияет на Севере, и потому у меня есть надежда. Но, конечно, многое должны сделать и мы сами.

Как бы ни было велико зло, Христос сумел его победить, сумел победить даже смерть. После Воскресения Христова есть уверенность, что жизнь будет продолжаться и после кончины. Мы вообще не употребляем слово - смерть, а говорим - кончина. Смерть ожидает только людей, живущих и умирающих во грехе - у них печальная участь. Душа такого человека не увидит Бога, ведь ад - это не сковородки, это муки совести, которые будет уже не унять. Для верующих же людей, - Пасха это конец прежней жизни и начало жизни будущей, мы, как и Христос живем, умираем и воскресаем для жизни вечной.


Биография Владыки Мануила:
Митрополит Петрозаводский и Карельский Мануил (Виталий Владимирович Павлов) родился 26 октября 1950 г. в г. Ленинграде.
В 1974 г. окончил Ленинградскую духовную семинарию, в 1979 г. — Ленинградскую духовную академию.
1 января 1976 г. принял монашеский постриг, 4 января рукоположен в иеродиакона, 7 января — в иеромонаха.
В 1976-1977 гг. — клирик Николо-Богоявленского собора в г. Ленинграде.
В 1977-1978 гг. проходил стажировку в Экуменическом институте в Боссе (Швейцария).
В 1978-1980 гг. — преподаватель Ленинградской духовной семинарии.
21 ноября 1982 г. получил ученую степень кандидата богословия за курсовое сочинение «Церковные реформы Петра I и их историко-критическая оценка».
В 1980-1982 гг. и с июня 1987 г. — благочинный церквей Олонецкой епархии, настоятель Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска.
В 1982-1985 гг. — секретарь Ленинградского епархиального управления.
В 1985-1986 гг. — и.о. ректора Ленинградских духовных школ.
В 1986-1987 гг. — настоятель Тихвинского храма в г. Тихвине.
Решением Священного Синода от 20 июля 1990 г. избран епископом Петрозаводским и Олонецким.

С 17 июля 1996 г. — Петрозаводский и Карельский.
25 февраля 2000 г. возведен в сан архиепископа.
С 20 октября по 24 декабря 2010 г. — временный управляющий Архангельской епархией.
Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. назначен главой новообразованной Карельской митрополии.
11 июля 2013 г. за Божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Главные светские награды:
2000 г. — орден Дружбы народов, «за большой вклад в духовное возрождение Карелии»;
2000 г. — звание «Человек 2000 года Республики Карелия», присвоено «за заслуги в возрождении православия, православной духовной культуры, укреплении гражданского мира и согласия в Республике Карелия, а также за большой личный вклад в восстановление Александро-Невского кафедрального собора и других храмов на территории республики»;
2002 г. — золотая медаль Российского фонда мира, «за миротворческую и благотворительную деятельность»;
2005 г. — орден Почета, «за плодотворную деятельность на ниве духовного возрождения Карельского края»;
2007 г. — звание «Почетный гражданин Республики Карелия»;
2010 г. — золотая медаль Российского фонда мира, «за миротворческую и благотворительную деятельность»;
2010 г. – звание «Лауреат 2010 года Республики Карелия».

Фото: Михаил СКРИПКИН, Игорь ГЕРАСИМЕНКО, Михаил ПЛАКСИН, Алексей ГАЙДИН

Обсудить
41668
Метки: