02 марта 2012, 14:30

Народные избранники забыли об автомобилистах

Депутаты обещали пересмотреть карельские ставки транспортного налога, а воз и ныне там

В конце 2010 года депутаты Госдумы решили увеличить акцизы на бензин в обмен на двойное уменьшение базовой ставки транспортного налога. Предполагалось, что вслед за снижением налога на уровне федерации его уменьшат и регионы. Однако многие регионы оставили налог без изменений. Получилось, что автовладельцев заставили платить дважды — и бензин вырос в цене, и налоги не уменьшились. Точно так же обстоят дела и у нас в Карелии. Второй год депутаты Законодательного собрания республики дискутируют на предмет того, как именно следует снижать транспортный налог и стоит ли вообще это делать. А в это время акцизные сборы на бензин продолжают расти и автомобилисты уже платят не в два, а в три, четыре, пять раз больше, чем в 2010 году.
 
Налог на роскошь?

В начале прошлого года мы спросили депутатов, что они собираются делать с транспортным налогом. Многие из них признавали, что оставить ставки на ныне действующем уровне нельзя. Это нарушает все принципы справедливости. Но и просто отменить или снизить налог для всех категорий автовладельцев тоже будет несправедливо. Дело в том, что размер налога зависит от того, какое у вас авто. Чем мощнее автомобиль, тем больше налог. И было бы неверно уравнять здесь в правах пенсионера на старенькой «жучке» и чиновника или бизнесмена на дорогущем «мерсе», одинаково уменьшив для них налог. Примерно так объяснил нам ситуацию в прошлом году экс-депутат ЗС РК,  заместитель председателя комитета по экономической политике и налогам Григорий Фандеев. Он поделился с нами своим вариантом подхода к проблеме, при котором, на его взгляд, социальная справедливость не будет нарушена.

— Для машин с двигателем до 120 л.с. я предлагаю вообще снять налог, для машин от 120 до 150 л.с. назначить ставку в 6 рублей (сейчас владельцы платят 30 рублей), — сказал Григорий Фандеев. — Для машин от 150 до 200 л.с. снизить налог вдвое, до 25 рублей. И только для машин мощностью свыше 200 л.с. оставить максимальные ставки, это будет своеобразной заменой отсутствующего у нас «налога на роскошь».

Но Григорий Фандеев предупредил, что это лишь его видение проблемы. Совсем необязательно, что другие депутаты с ним согласятся. Судя по всему, не согласились. Весь год наши парламентарии провели в дискуссиях, так и не приняв закон о снижении транспортного налога.

Не «обидеть» бы бюджет...

Мы решили спросить у депутатов уже нового созыва, собираются ли они уменьшать транспортный налог. Может, то, на что так и не хватило сил у их предшественников, легко смогут совершить парламентарии нынешние? Выяснилось, что они тоже знают о проблеме транспортного налога и даже начали движение на пути к ее решению.

От фракций ЛДПР и «Справедливая Россия» поступили предложения изменить ставки налога.

— Но пока все это существует только в виде идеи, а не в виде подготовленных законопроектов, — говорит руководитель фракции «Единая Россия» Ольга Шмаеник. Она не стала скрывать, в чем сложность с принятием закона по снижению налога. Загвоздка в том, что, помимо пенсионера на «Жигулях» и коммерсанта на «мерсе», может появиться и еще одна обиженная сторона, и весьма немаловажная — бюджет.

Поступления от транспортного на лога направляются в республиканскую казну, и если необдуманно снизить ставки, поток денег сильно уменьшится и тогда всем нам будет плохо.

— При подготовке законопроекта нужно максимально соблюсти интересы бюджета и интересы людей, — пояснила Ольга Шмаеник. — Пока ясно только одно: всем категориям автовладельцев мы не сможем снизить налог. Не сможем, да и не должны.

Не должны — это правда. Ныне действующие размеры налогов вполне вписываются в максимальные ставки, утвержденные на уровне федерации. Так что депутаты могут не шевелиться вообще, если только не считают, что со всеми автовладельцами (независимо от лошадиных сил) поступают несправедливо. Похоже, что и в этом году вопрос снижения налога будет дебатироваться долго и сложно.

Народ все устраивает?

Коммунисты объяснили нам, почему, в отличие от всех других фракций, не предпринимают никаких телодвижений в отношении транспортного налога.

— К нам не поступало никаких заявлений от людей. А вспомните недавно прошедшие у нас в городе акции протеста автолюбителей. Мы помогали в их организации, хотя и не стремились афишировать свое участие. Так вот, эти акции оказались крайне малочисленны, — посетовал руководитель фракции КПРФ Александр Меркушев. — Но если народ молчит, значит, его все устраивает?

Действительно, люди у нас почему-то не сильно возмущаются этим, по сути, двойным налогообложением. Может, возмущались бы сильнее, тогда бы и депутаты не думали над законопроектом второй год подряд без видимого результата? Хотя напрашивается и другой вопрос. Неужели народные избранники вспоминают о чаяниях народа исключительно в преддверии выборов (как это было в 2011 году перед выборами в Законодательное собрание РК. — Прим. авт.) или после того, как народ массово выйдет на улицы и площади городов и сел? Видимо, проблемы количества платных депутатов их волнуют куда больше, чем транспортный налог.
 
В частности, на последней сессии парламентарии предложили увеличить количество депутатов, работающих на платной основе, на пять человек, с 21 до 26. Инициаторами такого предложения стали сразу три фракции: «Единая Россия», «Справедливая Россия» и
КПРФ.


КСТАТИ

Транспортный налог в нынешнем виде — наглое надувательство. По всем своим признакам он напоминает имущественный налог. Соответственно, он просто обязан взиматься с остаточной стоимости имущества. В данном случае — авто! И никакие лошадиные силы тут ни при чем. С новой машины ценой 1 млн руб. в качестве налога должна браться одна сумма, а с 10-летней — другая, и значительно меньше. Удивительно, но наша власть этого никак не понимает. На днях стало известно, что в рамках борьбы с богачами предводитель Министерства экономического развития России Эльвира Набиуллина предложила обложить дополнительным налогом автомобилистов, у которых машины мощностью свыше 250 лошадиных сил. При этом она в очередной раз забыла, что у россиян есть американские авто, у которых в силу старинного года выпуска моторы легко перешагивают за 250 л.с. А еще есть граждане, скопившие на старенький грузовик и зарабатывающие с его помощью на хлеб насущный. Неужели все они тоже богачи?