22 октября 2018, 13:49

В три раза дешевле: когда мы будем учиться считать? 

Как ездить на «правильном» газе и почему не страшно проехать заправку.

- Почему жители Карелии так долго раскачиваются? – Владимир, уверенно управляя автомобилем Lada Vesta, на секунду задумался. – Я думаю, что просто мало кто знает о топливе, которое практически в три раза дешевле бензина. Да и заправочная станция, работающая на метане, появилась в Петрозаводске сравнительно недавно. Вторая только строится. На юге, я знаю, давно раскусили, сколько денег можно сэкономить, если купить машину, работающую на природном газе, или переоборудовать свой автомобиль под метан. Уверен, что с такими безумными ценами на бензин у нас тоже скоро начнется повальный переход на природный газ. 

На новенькую белоснежную Lada Vesta Владимир пересел месяц назад. Автомобиль работает и на бензине, и на природном газе (метане). Как объяснил Владимир, машина была приобретена в Санкт-Петербурге, где вовсю торгуют Vesta CNG - модификацией, позволяющей использовать два вида топлива - сжатый природный газ (метан) и бензин.

Водитель показал на небольшую круглую кнопку, горящую зелеными огоньками. Это оказался датчик, указывающий на имеющиеся в автомобиле запасы метана. Машина прогревается на бензине, а затем автоматически, без участия человека, переключается на природный газ.  

- Когда я завожу машину, чтобы она прогрелась, загорается красная лампочка. Когда до нужной температуры машина прогрелась, красная лампочка гаснет, загораются зеленые и автоматически происходит переход на метан, - терпеливо объяснял Владимир.    

Раньше он ездил тоже на отечественном автомобиле Lada Granta, работающем на сжиженном газе (пропан-бутане): 

-  Считается, что на пропане выгодно ездить. Но в сравнении с природным газом пропан нынче в два раза дороже. Кстати, метан более безопасен, чем пропан и бензин.

В салоне никаких посторонних запахов, ресурс мотора значительно увеличивается, если машина на природном газе. В общем, сплошные плюсы.     

- Но ведь на Северо-Западе не так много заправочных станций, работающих на природном газе. На всю Карелию – только одна в Петрозаводске. Что делать, если природный газ закончится? – поинтересовалась я. 

- Не проблема. Как только метан заканчивается, а заправиться негде, машина автоматически переключается на бензин. По ощущениям, нет никакой разницы, что на метане ехать, что на бензине. Тяга та же самая. Зато какая экономия! Объем бака у моей  "Весты" рассчитан на 18 литров.

Метан стоит 15 рублей за литр. Бака в городе хватает на 200-230 километров, за городом – на 260 километров. В общем, считайте, что за 270 рублей можно за городом в среднем проехать 250 километров. До Питера расходы на топливо составляют всего 450 рублей.

Я разговаривал с водителем из Москвы, так у его "Весты" бак был на 27 литров, - сказал Владимир.  

Первая в Карелии заправочная станция, использующая природный газ как моторное топливо, открылась в Петрозаводске в 2017 году на улице Онежской флотилии, 14. Вторая строится на выезде из карельской столицы. Газомоторное топливо давно освоило южные регионы страны и теперь активно продвигается на Северо-Запад, где, к сожалению, экономические преимущества метана над бензином, дизелем и сжиженным газом уловили с большим запозданием. Правда, постепенно «лед тронулся», и на заправочную станцию стало приезжать все больше транспорта.

Когда мы подъехали на улицу Онежской флотилии, 14, на станции метаном заправлялась "Газель Next" с номерами 07 региона. Каким ветром занесло машину на метане из Кабардино-Балкарии? Водитель Мирза оказался разговорчивым молодым человеком, который рассказал, как попал в Карелию. Сам он из Нальчика, поэтому и у машины кабардино-балкарские номера. В последнее время Мирза работает и живет в Санкт-Петербурге, занимается перевозкой грузов: 

Раньше к вам не ездил, так как у вас нельзя было машину заправить. Мне одной заправки без проблем хватает до Санкт-Петербурга. В Петрозаводск вот уже несколько месяцев езжу, с лета, а раньше в основном в сторону Москвы грузы доставлял.       

- Не боитесь, что неожиданно метан в машине закончится?

- Нет, машина работает и на метане, и на бензине. Целый бак бензина есть на всякий случай. Так что никаких проблем не существует. Раньше на бензине ездил. Когда перешел на природный газ, экономию сразу почувствовал. Очень выгодно стало грузоперевозками заниматься. У нас на Кавказе многие на природном газе ездят, потому что очень дешево, - сказал Мирза. 

Цена — главная составляющая успеха автозаправочных станций на метане, которые быстро осваивают территорию России, двигаясь с юга на север. Газомоторное топливо из-за низкой цены становится все популярнее. Метан убедительно побеждает в конкурентной борьбе не только с бензином и пропаном, но и с дизелем. 

Среднетоннажный грузовичок наматывает за год около 150 тысяч километров. За это время «Газон Next» с дизельным мотором израсходует примерно 28,5 тысячи литров солярки.

При цене 45 рублей за литр это около 1,3 миллиона рублей. «Газон Next CNG» «съест» 28 тысяч кубов метана на сумму всего в 420 тысяч рублей. За год только на одной машине можно сэкономить 880 тысяч рублей!

В России налажен массовый выпуск машин, работающих одновременно и на бензине, и на метане. В 2019 году «АвтоВАЗ» планирует начать выпуск бюджетного автомобиля Lada Granta. Александр не стал ждать и летом приобрел седан Lada Vesta, работающий на газе метане и бензине. 

- Я живу за городом, и мне приходится много ездить на машине. В месяц в среднем получается 2200 километров. Когда мои расходы на бензин приблизились к 9 тысячам рублей  в месяц, понял, что нужно что-то срочно делать, иначе вылечу в трубу. Продал старую машину, купил в Питере новую "Ладу Веста", которая работает и на бензине, и на метане. Теперь не нарадуюсь. Расходы на топливо снизились примерно на 6 тысяч рублей в месяц.

В общем, вместо 9 тысяч рублей теперь плачу 3 тысячи с хвостиком. И машина новая, и экономия на топливо бешеная. За четыре месяца семейный бюджет сэкономил 24 тысячи рублей!

Странно, что у нас так медленно народ соображает, на юге давно раскусили, как выгодно ездить на природном газе, - рассмеялся Александр.  

В отличие от сжиженного газа (пропан-бутан), на природный можно перевести как бензиновые, так и дизельные двигатели. Стоимость переоборудования грузовой машины обходится владельцу в 130-150 тысяч рублей. Окупаются эти затраты в среднем за три месяца работы на метане. 

Помимо грузоперевозок, колоссальную выгоду от перехода на природный газ могут почувствовать частные предприниматели и организации, занимающиеся пассажирскими перевозками. В Петрозаводске уже появились автобусы, работающие на метане.

Переведя автобус на «метановую диету», по самым скромным подсчетам, в месяц на топливе можно экономить с среднем от 40 до 50 тысяч рублей.

Облегчает задачу и то, что в России действует федеральная программа поддержки производителей газомоторной техники, позволяющей приобрести автобусы и дорогостоящие грузовые автомобили с существенной скидкой. 

Продвижение на государственном уровне природного газа в качестве моторного топлива объясняется не только экономическими соображениями. Природный газ сегодня считается самым экологичным видом топлива. 

Почему же «правильный» газ так долго приживается на севере? Как получается, что в Нальчике, Краснодаре, Ставрополе вовсю ездят на экономичном и безопасном виде топлива, а в Карелии только год назад появилась первая автозаправочная станция?   

- Я думаю, в силу природной инерции, свойственной северянам. На севере люди более осторожно подходят к любым новшествам. Зато когда недоверие преодолено, процесс развивается стремительно. Я уверен, что и жители Карелии скоро «проснутся» и перестанут выбрасывать деньги на ветер, - улыбнулся Владимир.      

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.