31 мая 2018, 07:00

Шок и трепет: туристы удивляются трассе по «золотому кольцу Карелии»

Организаторы экскурсий рассказали, о чем думают гости республики, глядя на наши дороги.

«Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я» – популярная скороговорка как нельзя лучше подходит для карельских дорог. Именно с них, с дорог, начинают знакомство с нашей прекрасной республикой тысячи туристов, и, как говорят специалисты, впечатления от передвижений по региону оказываются иногда ничуть не слабее, чем от самих достопримечательностей.

«Петрозаводск говорит» писал недавно про трассу 86К-18, которая проходит по Прионежскому и Кондопожскому районам. Тогда на качество дороги жаловались жители Кончезера и работница местной туристской базы. Однако на трассе этой расположено множество объектов, известных и в Карелии, и за ее пределами. Эту территорию даже называют «золотым кольцом Карелии». Такое же имя носит одна из петрозаводских фирм, которая возит туристов по всему региону. Ее руководитель Виталий Тараканов согласился рассказать нашему изданию, что думают приезжие о трассе по «золотому кольцу» региона, который уже много лет мечтают сделать туристской Меккой.

«В глазах ностальгия»

– Когда-то это была федеральная трасса. Построили новую – про старую забыли, как водится. Дорога заброшена. А там ведь и большие поселки, и дачи. И турпоток по этой дороге – 50-60 тысяч в год, а то и больше. Главные объекты – гора Сампо, первый российский курорт «Марциальные воды», вулкан Гирвас, который сейчас активно раскручивают. А еще там огромное количество туристской инфраструктуры, там находится знаменитая клиника «Кивач», там санаторий «Дворцы», там Шуйская Чупа, Царевичи, Косалма с отелем «Калевала», там огромное число баз отдыха, коттеджей под сдачу. До некоторых объектов можно добраться через Березовку, но там дорога не лучше.

Из Марцвод многие идут на Гирвас, но это настолько отвратительный участок, что многие автобусные перевозчики вообще отказываются по нему ездить. Они делают крюк через федеральную трассу, вместо двадцати километров наматывая пятьдесят, лишь бы не ехать по этому участку. Потому что ямы, их хоть и знаешь все наизусть, с каждым годом все больше и больше становятся.

Для понимания: цена поездки в автобусе до Рускеалы – 280 километров из Петрозаводска – такая же, как стоимость поездки по «золотому кольцу». При том что пробег тут гораздо меньше. Все из-за того, что дорога убитая. Она по факту заброшенная, живет своей жизнью. Какие-то совсем критические ямы замазывают, но, как всегда бывает, хватает ремонта ненадолго.

Многие туристы эту дорогу воспринимают как экзотику. Россия настолько пошла вперед, что не только для москвичей и питерцев, но даже для орловских, брянских, тульских туристов – это диковинка! Когда они начинают ехать по такой дороге, у них лирика в глазах просвечивает, нечто из девяностых.

Они всё понимают, не особенно-то и злятся, но недоумение присутствует. Мужчина из Белгорода недавно говорил: "У нас дороги такие, что ни одно яйцо не разобьется во время движения". Конечно, у нас разные условия, малая плотность населения, мы все это осознаем. Но все же хотелось бы изменений.

Станет ровнее, но не везде

«Петрозаводск говорит» поинтересовался в карельском Министерстве дорожного хозяйства, будет ли ремонтироваться трасса 86К-18. Ведомство прислало следующий ответ.

«Меры для улучшения состояния автомобильной дороги «Шуйская – Гирвас» в 2018 году принимаются в рамках работ по содержанию. В летний период текущего года планируется выполнить следующие работы: устройство выравнивающего слоя покрытия – 12 568 квадратных метров; устранение деформаций и повреждений покрытия асфальтобетонной смесью – 1 100 квадратных метров; устранение деформаций и повреждений укрепленных обочин песчано-гравийной смесью – 1 700 квадратных метров; вырубка древесно-кустарниковой растительности – 3 га».

Как видим, самые объемные работы – 12,5 тысячи квадратных метров – «устройство выравнивающего слоя». В министерстве пояснили, что новый асфальт просто уложат поверх старого. Приведенные ведомством цифры выглядят внушительно (в общей сложности  13,5 тысячи кв.м). Однако, учитывая протяженность дороги – больше 70 километров, – приходится констатировать, что ремонту подвергнется лишь крошечная ее часть.

В министерстве отметили, что объемы работ могут быть скорректированы «исходя из состояния сети автодорог Прионежского и Кондопожского районов». Иначе говоря, приехавшие к нам туристы еще долго будут ностальгировать при виде дороги на Гирвас. Остается один выход: экскурсии  по «золотому кольцу Карелии» надо назвать экстремальными. И плату можно будет поднять, и диссонанса у гостей не возникнет.

Георгий Чентемиров's picture
Автор:

Журналистикой занимаюсь с 2007 года. Работал в "Молодежной газете", журнале "Ваш досуг", газете "Губернiя", на ГТРК "Карелия", в информационном агентстве "Республика".